Гаражи в Бишкеке – еще одно наследие советского градостроительства. В советское время люди не оставляли машин на улице. Во-первых, тогда еще не было систем сигнализации в автомобилях и освещения во дворах, поэтому машину могли легко украсть (вспомните фильм “Берегись автомобиля”). Во-вторых, машин было не так много, а места для установки гаражей - предостаточно. Обычно территории выделяли для гаражных кооперативов, на которых владельцы автомобилей сами устанавливали металлические гаражи. В более редких случаях, жители строили более капитальные гаражи во дворах. В третьих, советские машины были маленького размера и гаражи не занимали много места. Такие гаражи во дворах и гаражные кооперативы строились повсеместно в городах всего Советского Союза.
В городе Фрунзе, тоже было построено много гаражей. Есть более капитальные гаражи, построенные внутри дворов-кубиков с периметральной застройкой в центре города. Обычно они построены из кирпича и имеют либо деревянные, либо железные двери и сегодня выглядят довольно печально.
Также есть гаражи в центре города установленные между дворами кубиками. Они обычно собраны из метала…
… и могут иметь необычную форму, как например вот эти два маленьких гаражика по улице Боконбаева.
Один из гаражей на той же территории был трансформирован в намазкану (мусульманскую молельную комнату) и довольно активно посещается местными жителями. В связи с тем, что в Бишкеке есть закон, запрещающий строительство мечетей в центре города, Бишкекские мусульмане находят изобретательные способы выхода из ситуации.
Другая часть гаражей в центральной части города построены вдоль железной дороги. Это связано с тем, что на определенном расстоянии от железной дороги по закону запрещается капитальное строительство. Металлические гаражи не являлись таковым и идеально вписывались в контекст.
Гаражи можно найти по обе стороны железной дороги.
Территории вдоль городских рек тоже были запрещены для капитального строительства и также привлекали владельцев авто. На следующей карте можно увидеть небольшую гаражную деревню в районе пересечения железной дороги и реки Аламедин.
Также в Бишкеке есть два гаражных кооператива, расположенных рядом с карьерами, откуда город в свое время выкапывал землю для строительства и которые так никогда и не были засыпаны: в 11-м микрорайоне ...
... и в микрорайоне Асанбай.
Последний напоминает своей планировкой маленький городок с продольными, поперечными и периметральными улицами. С одной из этих улиц открывается интересный вид на расположенную неподалеку православную церковь.
Гаражи обычно представляют из себя простые серые одноэтажные конструкции, выкрашенные либо в серый, либо в коричневый цвет и в целом гаражные улицы обычно довольно монотонны, особенно зимой в дымке Бишкекского смога.
Тем не менее время от времени можно найти небольшое разнообразие в формах самих гаражей, крыш, навесов и замочных конструкций.
Монотонные серые поверхности становятся хорошим фоном для граффити. Кроме признаний в любви на гаражах можно увидеть много матершины, эмоций …
… и более серьезных и социально-значимых заявлений…
Некоторые граффити здесь еще с советского времени.
Если вы проезжаете мимо гаражей за забором, вы всегда можете догадаться, что это гаражи по наличию сторожки. Обычно это двух- иногда трех-этажная конструкция, которая сразу же выделяется на фоне одноэтажных гаражей.
В сторожке проживает охранник, который наблюдает за сохранностью автомобилей в гаражах. Второй и третий этажи строятся для того, чтобы можно было наблюдать за территорией гаражей сверху и некоторые сторожки выглядят как настоящие сторожевые башни или маяки с прожекторами.
Некоторые сторожки ухожены, отштукатурены, имеют окрашенные пожарные щиты и доски объявлений.
Другие выглядят построенными на скорую руку и чем-то напоминают традиционные среднеазиатские глинобитные дома…
… которые очень колоритны, особенно со всеми шинами, старыми стульями, ведрами, тазиками и собачьими будками вокруг.
Ну и наконец есть такие, которые сделаны просто из вагончиков, поставленных на металлические сваи.
В советское время гаражи были не просто местом хранения автомобилей, но и важным местом общения. Мужики убегали сюда от своих жен чтобы выпить в кампании таких же автомобилистов, перекинуться в карты, сыграть в нарды, ну или просто поточить лясы. Часто гаражи становились местами проведения маевок и празднований, на которые соседи приносили еду и печеное; играла музыка, жарились шашлыки. Такое было возможно потому что владельцы гаражей были соседями, часто работали на одном предприятии, ну и соответственно знали друг друга довольно хорошо.
Сегодня такой практики уже нет. После развала союза, многие Фрунзенцы уехали в Россию продав по дешевке квартиры и гаражи приезжим жителям из регионов. Поэтому, социальная ткань, объединявшая соседей, разошлась по швам и гаражи теперь выполняют только их прямую функцию. По мере того как город расширяется и растет в высоту, гаражные территории становятся лакомыми кусочками для девелоперов и у владельцев гаражей нет уверенности смогут ли они сохранить их. Но пока они есть, они являются важной составляющей морфологического ансамбля города и интересным советским наследием.