Неделя Кыргызского языка

Неделя Кыргызского языка

18 сентября 2013

Немного о нашей истории.

Кыргызстан – страна с очень древней и богатой культурой и историей. Среди её культурного наследия не только памятники архитектуры, но и художественные произведения, а также различные письменные памятники. Кыргызский народ гордится своей культурой и историей, а так же своими героями – выдающимися людьми, которые внесли огромный вклад в развитие Кыргызстана.

Кыргызский народ испокон веков прославлял своих баатыров и народных героев. Так как кыргызы – кочевой народ, то на первом плане среди человеческих качеств у них стояла доблесть, мужество, смелость и любовь к Родине. Именно этими качествами отличаются все народные герои страны.

В мире множество культур и каждый из них имеет свою уникальную черту, что делает ее отличной от других и привлекательной для других. Каждому народу свойственно гордиться своими культурными артефактами, делающих их культуру и их самих отличными от других культур, народов.

 

Курманжан Датка (1811-1907) – великая государственная деятельница Кыргызской Республики. Ее еще часто называют «Алайской царицей» и «Королевой юга». Слово "датка" означает генерал, она была удостоена этого титула дважды.

Курманжан Датка является единственной женщиной получившей роль правителя в мусульманском мире и признанной «матерью нации». Существует множество легенд об этой великой женщине.

Она умерла 1-го Февраля в деревне Мады, близ Оша, прижимая к груди халат ее любимого сына. Курманжан Датка была матерью 2-сыновей, 2-х дочерей, 31-го внука, 57 правнуков и 6 пра-пра внуков. Ее также считают поэтессой.

В 2002 году была издана книга о великой воительнице на трех языках – кыргызском, русском и английском. Памятник Курманжан Датке был воздвигнут в 2004 году на проспекте Эркиндик в Бишкеке. Портрет Курманжан Датки украшает пятидесятисомовую банкноту.

 

Чынгыз Айтматов

Одним из выдающихся писателей этой страны считается Чингиз Айтматов. Его книги издаются на более чем 100 языках мира с общим тиражом в несколько миллионов экземпляров. Чынгыз Айтматов – знаменитый Кыргызский писатель, единственный Центрально Азиатский автор, получивший международное признание. Его произведения переведены на английский и другие языки. (Его книги издаются на более чем 100 языках мира с общим тиражом в 90 миллионов экземпляров.) Айтматов был на пике популярности в советские времена, первый и последний президент СССР Михаил Горбачев иногда цитировал его в своих выступлениях. Излюбленной темой автора являлось культурное наследие Тюркских народов, и то как современность лишает человека индивидуальности.

Айтматов родился в 1928 году в деревне Шекер, Таласской области, около Казахской границы.  

первая популярность пришла к нему после выхода романа «Жамиля». Айтматов стал величайшим советским писателем и литературным деятелем многих интеллектуальных и культурных институтов, таких как Литературная Газета, Союз Писателей, он также был президентом Кыргызского союза режиссеров на протяжении 20 лет. Айтматов также работал в газете «Правда», собственным корреспондентом кыргызской республики.

 Айтматов был делегатом на последних четырех Конгрессах Партии и удостоился многим наградам, таким как Ленинская Премия, Государственная Премия (за заслуги в литературе), а также высокое звание Героя Социалистического Труда (по случаю пятидесятилетия).

На его малой родине, в поселке Шекер существует музей жизни и творчества Чынгыза Айтматова. Музей был открыт в 1978 году ко дню пятидесятилетия писателя. В музее представлены более 1000 экспонатов, рукописи, статьи, книги и фотографии, один из отделов музея посвящен родителям писателя и истории семьи.

Кыргызский народ гордится эпосом "Манас" и сказителями именуемых манасчы. Если эпос "Манас" это энергоинформационный источник трансцендентного мира, составляющий одну из важнейших онтологических духовных истоков кыргызской культуры, то манасчы это проводник и посредник двух миров: человеческого и трансцендентного. Он подобен духовной "батарейке", подпитывающей людей живительной силой и энергией и обеспечивающий человека информацией придающей его бытию с миром гармонию.

Мир сказания эпоса "Манас" обширен и многогранен. Специалисты разных направлений могут в ней найти то, что их может интересовать.

История кыргызов во все времена сопровождалась и созидалась великимиманасчы, правда их тогда именовали иначе, точнее "чонжомокчу" (великие сказители). Они жили и уходили из жизни, вторая половина ХХ века не исключение. Но последнее имеет свое отличие из-за особого восприятия этих уходов из жизни великих манасчы. Одни начали покидать этот мир, а другие оставшиеся были уже в почтенном возрасте, что и стало основанием для исследователей и кинематографистов назвать это время временем ухода из мира "акыркыманасчи" (последних манасчы). Осознание этого давало им основание и вдохновение на сохранение образа "последних" манасчы.

Кыргызский Эпос «МАНАС» сияющая вершина древнекыргызского духа.

 

Со следующего семестра ректор АУЦА Эндрю Вахтель начнет читать курс «Манасоведение» и по этому поводу мы решили задать ему несколько вопросов:

 

Почему Вас заинтересовал эпос Манас?

Эпос Манас как произведение устной культуры  меня особенно не интересует.  Как эпос он интересен  тем, что он еще жив, когда большинство других устных традиций уже давно забыты, особенно в обществах, где письменность распространена.  Это дает нам возможность сравнить эпос «Манас» с другими эпосами, которые когда- то были устными, но  потом  их опубливовали, Гомер, например.  Такой сравнительный анализ дает нам возможность понять суть глубже , когда эпос переходит с устного в письменный вариант.  И еще меня интересует, как Кыргызское государство пользуется эпосом  Манас, для своих проектов.

 

Что Вы можете сказать о  кыргызской культуре?

Это довольно обширный вопрос.  Если Вы имеете в виду художественную культуру, тогда я могу сказать, что я получаю удовольствие от музыки здесь и от визуальной культуры.  Пока я не получаю удовольствие от местной литературы, скорее потому что уровень владения моего кыргызкого языка не позволяет.

 

Какая культура Вам больше понравилось и почему?

  Вопрос может быть слишком обширный.  Я стараюсь, где бы я ни находился общаться с местной культурой и с людьми, которые ее творят.  Я думаю, что если будешь смотреть с точки зрения аутсайдера, ты всегда можешь найти, что-то интересное и красивое в чужой культуре.  Но если ты постоянно хочешь сравнивать со своей культурой, тогда становиться сложнее получить удовольствие от чужого.

 

Какие ощущения и чувства у Вас вызывает кыргызская культура?

Кыргызская культура, если мы говорим о традиционной культуре, целостная.  Она прямо связано с жизнью тех людей, которые ее творили.  Но надо признаться, что современная кыргызская культура часто старается возобновить прошлое, когда на мой взгляд было бы лучше выбрать элементы традиционной культуры и комбинировать с инновациями.  Ведь кыргызы уже давно не кочевники.  Пора понять, что невозможно жить только с той культурой, которая была связана целостно с этим образом жизни.

 

Азат Батыров

<< вернуться к списку новостей

American University of Central Asia
7/6 Aaly Tokombaev Street
Bishkek, Kyrgyz Republic 720060

Тел.: +996 (312) 915000 + Вн.
Факс: +996 (312) 915 028
Контакты АУЦА