Как диссертация Айпери из Кыргызстана стала лучшей работой года в области экологии в Оксфорде
12 ноября 2025
На сайте Limon.kg опубликовано интервью с выпускницей факультета «Экологическая устойчивость и климатология» 2023 года Айпери Стамбековой.
Айпери Стамбекова окончила с отличием магистерсую программу в Оскфорде. Ее диссертация набрала наивысший балл и была признана лучшей работой года. В качестве награды она имеет возможность два месяца стажироваться в Оксфордском университете и работать над своим научным исследованием, а также заниматься подготовкой для его дальнейшей публикации. Этой ежегодной премии удостаиваются всего два человека – и для Айпери это стало важным признанием ее труда и научного потенциала. В интервью для Limon.kg Айпери рассказала о своей подготовке к поступлению в магистратуру и более того, даже поделилась фрагментами из своего мотивационного письма и объяснила, чем ее проект будет полезен для Кыргызстана.

– Здравствуйте, Айпери. Спасибо, что решили поделиться своей историей успеха. Расскажите немного о себе: откуда вы, где прошло ваше детство?
– Здравствуйте! Спасибо за приглашение. Меня зовут Айпери Стамбекова. Я родилась и выросла в Бишкеке, здесь же прошли мои школьные годы. Училась в школе «Илим» до старших классов, а затем перешла в «Билимкана-Америка».
Родители всегда хотели, чтобы я разносторонне развивалась. Школа «Илим» полностью соответствовала их ожиданиям, где делали акцент на развитие логики, языков и критического мышления. Позже, при переходе в «Билимкану-Америка», родители тоже сыграли важную роль, так как хотели, чтобы я углубленно изучала английский язык и основные предметы. Это было осознанное решение, направленное на развитие в международной среде.
– В какой момент вы начали задумываться о выборе профессии?
– Я с детства была мечтательной и любознательной. Когда я училась в 10–11 классах, мы с родителями начали обсуждать, чем я хочу заниматься дальше. Тогда экология только начинала развиваться в Кыргызстане, и мне показалось, что это очень интересная и перспективная сфера.
Мы изучили все возможные университеты, и в итоге я выбрала АУЦА – тогда это был единственный вуз, где преподавали экологию на английском языке. После экскурсии и знакомства с программой я поняла, что это действительно мое направление. Так я поступила на факультет «Изменение окружающей среды и климатология».
– Вы поступили в АУЦА на грантовой основе или обучались на контракте?
– К сожалению, я училась на контракте. Хотя за все школьные годы у меня были отличные оценки, не удалось получить золотой сертификат ОРТ, мне не хватило буквально нескольких баллов.
Зато в университете у меня были высокие результаты. Бакалавриат я окончила с отличием, получила красный диплом и высокий GPA – 3.93 по американской системе. Во время учебы активно участвовала в жизни университета: работала наставником, помогала студентам, проходила стажировку в экологическом проекте при АУЦА и занималась волонтерством.
Самым важным для меня стал личный проект в рамках инициативы SIDP. Мы сами подавали заявку, получали финансирование и самостоятельно реализовывали свои идеи. Мой проект был посвящен экологическому просвещению школьников. В рамках проекта проводили лекции в средних школах, рассказывали о взаимосвязи человека и окружающей среды и обучали ребят сортировке мусора.

– Когда вы впервые задумались о продолжении обучения и поступлении в Оксфорд?
– Если честно, в начале бакалавриата я не ставила цель сразу идти в магистратуру. Мне хотелось получить практический опыт, поработать в международных проектах. После выпуска я год активно участвовала в стажировках и программах.
Оксфорд был моей детской мечтой, но долгое время казался чем-то недосягаемым. Всё изменилось, когда я как-то сказала об этом своему двоюродному брату, который отучился в Англии. Он посмотрел мое резюме, академические результаты, проекты и сказал: «У тебя есть все шансы». Наверное, именно с этого момента начался мой путь в Оксфорд.
– Расскажите, как проходил процесс поступления?
– Мы с братом решили все сделать самостоятельно, без посредников. Просто зашли на официальный сайт Оксфорда, изучили программы, требования и выбрали направление, которое максимально соответствовало моим интересам.
Главные критерии – это сильная академическая подготовка, три рекомендательных письма и мотивационное письмо (personal statement). АУЦА очень помог в этом плане, ведь университет выдает американский диплом, что соответствует международным стандартам.
Для рекомендаций я выбрала преподавателей, которые знали меня не только как студентку, но и как человека. Система устроена так, что письма отправляются напрямую от рекомендателей, а студент их не видит. Ну и, конечно, ключевым элементом было мотивационное письмо, в котором важно показать не просто достижения, а личную историю и внутреннюю мотивацию.
– Как вы отвечали на вопрос – «почему выбрали именно Оксфорд?»
– Я разделила письмо на четыре блока. Выписала для себя слова, которые должны отражать суть мотивации: честность, уникальность, интерес и инициативность.
В начале я поделилась личной историей – рассказала о детстве и о том, как с ранних лет была близка к природе, как часто ездила на Иссык-Куль и была в контакте с окружающей средой – о том, что это сильно повлияло на мой выбор. Кыргызстан, на мой взгляд, страна, где человек живет в тесной связи с природой, и я хотела это подчеркнуть.
Далее рассказала об академических достижениях и личных качествах – что именно они помогают двигаться к успеху.

– Может поделитесь фрагментами мотивационного письма?
– С радостью поделюсь. Вот отрывки из моего мотивационного письма.
Вариант 1: личную связь с природой, экологическую тревогу, и внутреннюю мотивацию к действию. «Every summer since I was five years old, my family would drive 6 hours into the mountains to visit my cousins in Lake Issyk-Kul... I am afraid that given the way things are developing, future generations in Kyrgyzstan — and the world — will be left with a much bleak picture... Despite the gravely worrying trends, I earnestly believe we can reverse course and set our economy and society on a sustainable environmental path through public education, community engagement, and resolute environmental policy».
Вариант 2: практический опыт и лидерство «With the help of a university grant, I taught over 300 middle-school students foundational ecological topics, such as explaining climate change and what it means for them, and led more practical workshops on recycling... I have also co-founded a ‘Green Club’ society on campus, with the goal of creating a welcoming educational environment and improving sustainability on campus... From all these experiences, I carried away public communication, community organization, and leadership skills».
Вариант 3: завершение магистратуры и цель на будущее «After finishing my MSc in Environmental Change and Management, I would like to return to Kyrgyzstan and contribute to the development of environmental management, particularly in water resource management and sustainable agriculture... I aim to work for government agencies and international organizations, with the aspiration to promote sustainable agricultural practices and general environmental conservation through rigorous environmental policy, community engagement, and public awareness in Kyrgyzstan and Central Asia».
– В магистратуру вы поступали по тому же направлению, что и в бакалавриате?
– Да, но программа была шире – «Изменения окружающей среды и управление».
– Вы подавались на финансовую поддержку?
– Когда поступаешь в Оксфорд, тебя автоматически рассматривают и на внутренние гранты.
Я получила поддержку от своего колледжа, выиграла стипендию, а также подалась на программу президентской стипендии «Эл Умуту».
– Расскажите немного об этой программе.
– Считаю «Эл Умуту» большим прорывом для Кыргызстана. Это программа, которая дает студентам реальную возможность получить качественное образование. Для меня это было особенно важно. Я прошла по всем критериям: университет должен входить в ТОП-50, нужен сильный академический бэкграунд, диплом с отличием и активное участие в проектах. Стипендия в размере 50 тысяч долларов стало большой помощью для меня.
По условиям программы нужно либо вернуться и работать в государственных структурах, либо компенсировать средства. Таким образом государство привлекает специалистов обратно в страну.

– Что стало самым сложным в процессе подачи заявки в Оксфорд?
– Наверное, незнание и отсутствие опыта. Для меня это было впервые, и система подачи сильно отличалась от нашей. Много времени уходило на то, чтобы разобраться, как заполнять документы, писать мотивационные письма и на их отправку.
– На чем вы теряли больше всего времени и что бы теперь сделали иначе?
– Я бы, наверное, просто советовала быть терпеливым и внимательно изучать сайт – там есть вся необходимая информация. Когда впервые сталкиваешься, появляется неуверенность: кажется, что там, по ту сторону, все знают больше и умнее. И начинаешь сомневаться в себе: правильно ли все делаешь, сможешь ли вообще поступить.
Эта неуверенность была главным барьером. Даже при отправке мотивационного письма я переживала, что не подхожу по критериям. Но уже после поступления, когда встретилась с директором курса, он сказал очень важную вещь: для них значима не только академическая часть, но и личность кандидата.
Для меня это стало большой мотивацией. Ведь многие готовятся к Оксфорду годами, а я просто шла к своей цели, максимально используя то, что могла. Оказалось, что важнее не масштаб достижений, а то, что ты делаешь уникального. Поэтому главное – быть решительней, верить в себя и не сомневаться в собственных силах.
– Сколько длилась программа?
– Магистратура в Великобритании длится один год. Моя программа тоже шла один год, и я уже ее завершила.
– С какими результатами вы завершили учебу?
– Недавно я получила результаты из Оксфорда – я окончила магистратуру с отличием.
Моя диссертация получила наивысший балл и была признана лучшей работой года. В качестве приза меня пригласили на два месяца в Оксфордский университет, чтобы подготовить диссертацию к публикации в научном журнале.
Каждый год такую возможность получают только два человека, поэтому для меня это действительно большое достижение.

– Расскажите, как проходила сама программа. Как устроено обучение в Оксфорде?
– Учеба была очень интенсивная — фактически двухгодичную программу укладывают в один год. Основной акцент делается на самообучение. Меня удивило, что там никто не дает тебе поблажек — ты должен сам искать информацию, разбираться, анализировать. При этом у нас были обязательные лекции каждую неделю и большое количество самостоятельных заданий.
Самое главное, чему я научилась, — это постоянная работа с критическим мышлением. Мы не писали тесты с вариантами ответов, а разбирали реальные кейсы, искали решения, обсуждали подходы. Оксфорд очень развивает аналитическое и исследовательское мышление.
Было много практических занятий и выездов, особенно в рамках моей специализации по экологии.
– В чем конкретно заключалось обучение?
– Мое направление больше связано с социальными науками. Мы изучали, как человек взаимодействует с природой, как его деятельность влияет на окружающую среду, и как можно найти баланс между развитием и сохранением экосистем. Это не просто про отходы и переработку — это про социально-экономические процессы и устойчивое развитие.

– Ваша диссертация, которую отметили как лучшую, о чем она была?
– Моя диссертационная работа была посвящена наводнениям. Я разработала теоретическую рамку, которая объединяет три аспекта: уязвимость населения, коммуникацию во время стихийных бедствий и само явление наводнения. Обычно эти вещи рассматривают отдельно, а я предложила их связать в единую модель.
Например, часто люди строят дома в потенциально затапливаемых зонах, не зная об этом. Важно, чтобы существовала система, которая анализирует риски, вовремя предупреждает население и учитывает уязвимые группы — пожилых людей, людей с ограниченными возможностями и т. д. Моя работа как раз направлена на то, чтобы объединить эти элементы в одну цепочку — от анализа до коммуникации.
– Можете объяснить цель вашей исследовательской работы на примере одного кейса?
– Представьте, что в одном из регионов Кыргызстана ежегодно усиливаются наводнения из-за таяния ледников и нестабильных осадков. Люди теряют урожай, дома и источники воды. В такой ситуации специалист по управлению изменением окружающей среды — как я — анализирует весь процесс: от климатических моделей и данных о водосборе до социального воздействия на местные сообщества. Мы создаём многоуровневую систему оценки риска, чтобы понять не только где и когда может произойти наводнение, но и какие группы населения наиболее уязвимы. На основе этих данных мы предлагаем конкретные меры адаптации. Например, внедрение природных методов защиты (восстановление лесных полос, укрепление берегов растительностью) и улучшение системы оповещения. По сути, моя профессия соединяет науку, данные и людей. Мы переводим научные прогнозы на язык политики и решений, которые реально помогают сообществам адаптироваться к изменению климата.

– Какие современные технологии вы использовали в процессе обучения?
– Мы работали со спутниковыми снимками и геопространственными данными в программе QGIS. Это позволяет анализировать изменения ландшафта без выезда на место и делать прогнозы на будущее. Мы также использовали статистические данные для экономического анализа. На основе этого можно выявить зоны риска и строить модели предотвращения наводнений.
– Вы планируете вернуться и работать в Кыргызстане?
– Я уже вернулась. Сейчас у меня временная работа в Оксфордском университете на два месяца, где я занимаюсь публикацией своей работы. Я работаю онлайн. После этого планирую продолжить карьеру и применить полученные знания в своей стране.
– И, наконец, расскажите, как вам удалось закончить магистратуру с отличием в Оксфорде — ведь это не каждому удается.
– У меня не было цели закончить с отличием, я просто старалась делать все максимально хорошо. Здесь важен тайм-менеджмент. Я всегда выполняла задания заранее, никогда не откладывала на последний момент. Благодаря этому у меня не было бессонных ночей, я успевала и учиться, и жить активной жизнью. Много общалась с профессорами, обсуждала темы, участвовала в академических дискуссиях — это помогало лучше понимать материал. Навык написания эссе у меня был ещё с бакалавриата, и он очень пригодился. Думаю, мой принцип «сделай все, что зависит от тебя, а результат уже сам придет» помог мне достичь успеха.

– А мы ожидали услышать про «секретный ингредиент».
– Секретный ингредиент? Наверное, в том, что у меня не было прокрастинация. Я все делала заранее – бывало, что эссе, на которое дается два месяца, я отправляла за неделю, а то и за десять дней до дедлайна. Наверное, это и есть мой секрет.
Я не хаотичный человек. У меня всегда есть структура, расписание, порядок. Я люблю, когда все системно.
– Вы обычно как планируете – записываете на бумаге, стикерах, делаете заметки, ставите напоминания?
– Вы угадали (смеется). Да, я всегда записываю все на бумаге. Я, наверное, была одной из немногих в Оксфорде, кто во время лекций конспектировал вручную. Все вокруг печатали, а я записывала. Мне так проще запоминать. Когда ты пишешь от руки, информация лучше усваивается и остается в памяти.
Вообще в Оксфорде очень поощряется не только академическая часть, но и социальная. Университет старается, чтобы студенты больше общались, обменивались знаниями, опытом. Мне это очень понравилось — атмосфера была теплая, комфортная. Я стала более открытой к людям, научилась новым привычкам.
– Какие возможности для коммуникации дает Оксфорд? Может, вспомните какое-то событие?
– Много мероприятий было именно для общения студентов и преподавателей. С самого начала нас пригласили в паб — познакомиться в неформальной обстановке. Там, за кружкой чая или кофе, мы обсуждали учебу и просто разговаривали. На протяжении всего года у нас не было барьеров, мы свободно общались с профессорами. Среди них были люди, внесшие огромный вклад в экологию, авторы собственных теорий.
Во время обучения в Оксфорде мне посчастливилось учиться у выдающихся специалистов, чьи исследования и идеи уже изменили подход к решению экологических проблем. Michael Obersteiner – директор Института экологических изменений Оксфорда, известен своими работами в области глобального устойчивого развития и климатической экономики. Kate Raworth – автор концепции «Экономики бублика», предложила новую модель, где экономический рост вписывается в рамки экологических и социальных пределов планеты. Professor Myles Allen – один из ведущих климатологов мира, разработавший идею «углеродного бюджета», лежащую в основе современных климатических соглашений. Professor Sam Fankhauser – экономист, много лет занимавшийся разработкой политики справедливого энергетического перехода. И, наконец, Авидеш Синат, преподаватель и исследователь, чьи работы по моделированию климатических рисков и управлению наводнениями вносят огромный вклад в развитие устойчивых стратегий адаптации.
И самое приятное – атмосфера уважения. Никто не обращает внимания на акценты или ошибки, все поддерживают. У нас в группе было около двадцати студентов из разных стран, и мы до сих пор общаемся.

– То есть адаптация прошла мягко?
– Очень. Я даже не ожидала, что все будет настолько комфортно.
– А как было с жильем? Вы жили в кампусе?
– В Оксфорде около 38 колледжей, и каждый предоставляет жилье своим студентам. Мне тоже предоставили комнату. Все удобно и продумано, хотя моему зданию было около 700 лет – горячая и холодная вода текли из разных кранов. Но для меня это было частью истории, и я относилась к этому с улыбкой.
– Что было самым стрессовым в начале?
– Наверное, первые дни. Я прилетела одна, без родных, всё делала самостоятельно – заселение, транспорт, документы. Даже поездом никогда раньше не ездила. Но постепенно привыкла. Конечно, цены поначалу шокировали, но часть расходов покрыла стипендия Оксфорда, а остальное можно было сбалансировать — для студентов есть скидки, акции, льготы.
– А какие советы вы бы дали по поводу адаптации за рубежом?
– Самое важное — стрессоустойчивость. Новая страна, культура, акцент, всё другое — это стресс. Но важно воспринимать это как часть обучения. Я всё принимала спокойно: да, трудно, но я учусь. Это помогало сохранять равновесие.

– Удалось ли поездить по стране?
– Я успевала и учиться, и путешествовать. Побывала в разных городах Англии, ездила в Шотландию, а с департаментом мы летали в Бельгию, в Брюссель — посетили Европарламент, встретились со специалистами. Это был очень ценный опыт.
– Когда вернулись в Кыргызстан, не хотелось обратно в Англию?
– Было желание. Первые три недели я чувствовала, будто вернулась из сказки. Оксфорд – это действительно особенная атмосфера: традиции, ужины с дресс-кодом, старая архитектура. Всё это вдохновляет. Но преподаватели нам говорили, что нужно уметь «вырваться из Оксфорда», потому что он как зона комфорта, в которую легко погрузиться и остаться надолго.
Мне предложили вернуться на докторантуру, и я это рассматриваю. Возможно, в будущем снова продолжу обучение.
– Кстати, вы упомянули, что из Кыргызстана там почти никого не было?
– Да, я встретила всего одного человека – Салижана Кылычбекова он делает PhD в Оксфордском университете. Хочу добавить, что мы с одной девушкой из Казахстана сейчас планируем создать комьюнити выпускников Оксфорда из Центральной Азии – чтобы объединиться, делиться опытом, помогать поступающим. Таких, как мы, становится больше, и это очень вдохновляет. Если кто-то будет поступать в Оксфордский университет, буду рада помочь. И я всегда на связи, если кому-то нужна помощь.

– А чем увлекаетесь вне учебы?
– Я закончила музыкальную школу по классу фортепиано – музыка остаётся моим главным увлечением. Когда играю, успокаиваюсь, нахожу баланс. Ещё люблю йогу, для меня это способ расслабиться и перезагрузиться. В Оксфорде попробовала греблю, это традиционный спорт университета, и мне очень понравилось.
– Что бы вы порекомендовали тем, кто сейчас готовится к магистратуре?
– Советую начинать заранее – с первых курсов понимать, куда хочешь поступать, и работать в этом направлении. Очень важно выучить английский, получить международный диплом, участвовать в проектах, накапливать опыт. Я всегда шла по принципу – слушать себя и заниматься тем, что действительно интересно. Когда ты идешь по своему призванию, появляется и мотивация, и результат. Если говорить об академической стороне, нужно целиться в высокий уровень учебы и постоянно развивать свое резюме.
– Какие платформы, полезные ресурсы для студентов рекомендуете?
– Во время обучения на бакалавриате я проходила курсы на платформе Coursera, в том числе бесплатные курсы от Оксфорда. Чтобы развить навык чтения и анализа научных текстов, часто пользовалась Google Scholar и ResearchGate, а вдохновение черпала из выступлений TED. Тем, кто планирует учиться в Великобритании, советую обратить внимание на стипендии Chevening, Rhodes, Weidenfeld-Hoffmann и Oxford Pershing Square. И обязательно ищите выпускников через LinkedIn — они всегда охотно делятся советами и опытом.

– Может хотите добавить что-то еще для молодежи Кыргызстана?
– Я бы хотела сказать: не бойтесь подавать заявки. Почему-то из наших стран, особенно из Кыргызстана, очень мало не только поступлений, но и самих заявок. Люди часто заранее ставят себе барьер — думают, что их не возьмут, и даже не пробуют.
Я тоже, когда подавала документы, думала, что мою кандидатуру даже не рассмотрят. Но всё сложилось удачно, и я убедилась: главное — рискнуть, верить в себя и действовать.
Хотелось бы, чтобы нас там было больше. Ведь в Оксфорде создаются уникальные условия для общения студентов со всего мира. У нас в группе были ребята из Англии, США, Китая, Кореи, стран Европы — и всем было интересно узнать про Кыргызстан.
Когда я показывала им фотографии нашей природы, они с восторгом говорили, что обязательно приедут. Несколько человек даже планируют летом посетить нашу страну. Это очень вдохновляет – хочется, чтобы о Кыргызстане знали больше, чтобы нас становилось видно и слышно в мировом академическом сообществе.

– Какие у вас планы на ближайшие годы?
– Пока хочу работать в Кыргызстане и применить знания здесь. Конечно, из Англии поступают предложения, через LinkedIn часто пишут. Но мне важно принести пользу своей стране.
– Благодарим за беседу!