Как Айше из Кербена удалось поступить на программу Fulbright, получить полный грант в Техасском университете в Остине и стать режиссером

Как Айше из Кербена удалось поступить на программу Fulbright, получить полный грант в Техасском университете в Остине и стать режиссером

31 июля 2024

#LifeAfterGraduation#alumni

Мы поговорим с вами про кино. А вернее о том, как кыргызстанке Айше Султанбековой удалось поступить на программу Fulbright и получить стопроцентный грант. Айша родом из Кербена, она выпускница АУЦА 2014 – 2018 г., факультета «Журналистика и массовые коммуникации». Айша продолжила свой академический путь на просторах Америки и окончила магистратуру в университете Техас в Остине, факультет «Кинопроизводство» по направлению «Режиссура». Айша, автор десятка короткометражных фильмов, ее дебютный фильм «Ad Astra» участвовал на кинофестивалях. Ее цель – снять полнометражный фильм и развить киноиндустрию в регионах Кыргызстана. О том, как получить MFA – Master of Fine Arts, что требуется для этого и какие перспективы открывает программа для участников, об этом опубликовано интервью в Limon Media.

– Айша, расскажите, пожалуйста, о себе и своей семье: где вы родились, где прошло ваше детство?

– Я родилась в городе Кербене, Аксыйского района, и провела там 17 лет своей жизни, пока не окончила школу и не переехала в Бишкек для поступления в университет. Моя семья тесно связана с педагогикой: оба моих дедушки были преподавателями, дяди и тети тоже работали в сфере образования. Мой папа также был учителем, а мама посвятила более 40 лет преподаванию математики в школе.

 

– Как вам давалась учеба в школе и какие предметы были вам близки?

– Я всегда была послушным ребенком и училась на отлично, хотя это не всегда давалось легко. В школе я особенно увлекалась английским языком.

Помню, как в 8 классе, я все лето занималась сушкой чернослива. Зимой я попросила брата продать всю пастилу, а на вырученные деньги поехала в Бишкек, где купила себе книги и диски по английскому языку на сумму 7000 сомов.

Для того времени это была значительная сумма. Было особенно приятно от осознания того, что я заработала эти деньги своим трудом.

 

– Кто повлиял на становление вашей личности?

– Воспитание моих родителей оказало значительное влияние на становление моей личности. Они были в меру строгими и в меру давали свободу. Самое ценное, что они сделали для меня – это воспитали меня самостоятельной. Большая заслуга в этом моей мамы.

– Как вы учились в школе?

– В школе я всегда была активным ребенком и старостой класса. Участвовала практически во всех школьных мероприятий и ездила на олимпиады по английскому языку.

 

– С чего начался ваш академический путь?

– В 2014 году я окончила школу № 36 им. Ж. Боконбаева и поступила в Американский университет в Центральной Азии на факультет «Журналистика и массовые коммуникации».

 

– Кто помог вам определиться с профессией?

– В тот период я особо не задумывалась о выборе направления, поскольку моей главной целью было поступление в АУЦА. При выборе профессии я ориентировалась на такую специальность, которая бы подразумевала активную деятельность и не ограничивала бы меня офисной работой.

 

– Как вы готовились к поступлению в АУЦА? Расскажите об основных этапах.

– Честно говоря, когда я училась в школе, я мало что знала об университетах в Бишкеке. Помню, как мама посоветовала мне рассмотреть такие вузы, как АУЦА, Университет Манас, КРСУ и Ататюрк Ала-Тоо. Я понимала, что АУЦА является приоритетом и что для поступления туда нужен высокий уровень английского. С середины 10-го класса я начала подробно изучать процедуру поступления в АУЦА.

После 10-го класса я приехала из Кербена в Бишкек и провела месяц на курсах подготовки к вступительным экзаменам в АУЦА. 11-й класс был очень напряженным, так как экзамены начинались уже в январе-феврале. Мне приходилось регулярно ездить в Бишкек, что занимало 10-12 часов в только одну сторону. Особенно было тяжело морально, вступительные экзамены были сложными, а конкуренция велика.

 

– С какими трудностями столкнулись во время учебы и как вы с ними справились?

– Первый курс в АУЦА оказался самым сложным годом в моей жизни. Я успешно сдала вступительные экзамены и наконец поступила. Однако передо мной открылся удивительный, но в то же время очень трудный мир. Только переехав из региона, я оказалась среди одногруппников, которые только что вернулись из Америки по программе FLEX, выпускников 61-й школы с золотыми сертификатами по ОРТ и выпускников турецких лицеев. У всех был высокий уровень английского языка, тогда как мой уровень явно уступал их.

Наибольший стресс я испытывала из-за одного предмета, где нам нужно было читать, например, Достоевского на английском и затем писать структурированное и детализированное эссе по произведению. Из-за этого занятия я спала по три часа в день, пила успокоительные, и моей семье пришлось установить замок на дверях моей комнаты, чтобы племянники не мешали мне учиться.

Однако этот год был также самым значимым, так как именно в это время я нашла близких друзей, с которыми дружу до сих пор.

– Почему выбрали журналистику?

– Я выбрала журналистику, потому что она мне показалась увлекательной профессией, где каждый день приносит что-то новое, а не превращается в монотонный «день сурка». В то время я увлекалась фотографией, и на нашем факультете нас также обучали работе с фотоаппаратами. Поэтому я подумала, что в журналистике будет весело и интересно.

– Расскажите об учителях, повлиявших на ваш творческий путь?

– Артыкпай Суюндуков стал человеком, который открыл мне мир кино. Он был художественным руководителем моего дебютного короткометражного фильма «Ad Astra», который участвовал в международных кинофестивалях в Америке, Испании, Греции и других странах.

– После бакалавриата вы продолжили обучение? Куда вы поступили?

– После бакалавриата я поступила на магистратуру в Университет Техас в Остине на факультет «Кинопроизводства» по направлению «Режиссура».

– Расскажите о магистерской программе.

– Моя магистерская программа (MFA - Master of Fine Arts) длилась три года в Остине, Техас. В течение этого времени нам нужно было снять четыре короткометражных фильма в качестве режиссера и участвовать как минимум в четырех других проектах на разных позициях, таких как оператор, второй режиссер, звукорежиссер или художник-постановщик. Несмотря на то, что я училась на режиссера, программа охватывала все аспекты кинопроизводства: написание сценариев, работу с камерой, монтаж, звук и многое другое.

Сейчас я понимаю, насколько важно было освоить все эти навыки, поскольку, как режиссер, ты всегда работаешь с командой, и знание различных сфер их работы помогает улучшить коммуникацию и четче объяснить свои идеи.

Кроме того, в соответствии с требованиями университета, на втором и третьем курсах нам нужно было работать в качестве помощников преподавателя. Мы проводили занятия по определенным предметам для студентов бакалавриата. Вначале это было очень сложно. И не только из-за того, что я не являлась носителем языка, но и потому что некоторые предметы, которые я преподавала, я сама не изучала ранее, так как окончила учебу по журналистике. Работать с американскими студентами на английском языке было непросто.

Тем не менее, три года учебы, включая два года преподавания в Америке, дали мне массу знаний в сфере кино, а также практические навыки, которые являются неотъемлемой частью кинопроизводства.

– Как вам удалось получить полную стипендию Fulbright Scholars?

– В 2018 году я закончила АУЦА. И буквально через год, в 2019 году начались мои поездки по кинофестивалям с дебютным короткометражным фильмом «Ad Astra». На кинофестивале в Сан-Франциско я встретила Марка, американца, который более 20 лет преподает документалистику в Калифорнии. Он настоятельно порекомендовал мне подать заявку на программу Fulbright. Я слышала о ней, но не думала о подаче заявки. Во-первых, у меня было недостаточно опыта в своей области – я лишь год назад закончила бакалавриат, а во-вторых, конкуренция была очень высокая. Однако Марк убедил меня. Честно говоря, я подала заявку на программу Fulbright только потому, что мне уже было неудобно перед ним.

 

– Какие требования у программы для получения полного гранта?

– Fulbright – это стипендиальная программа, предоставляющая полное финансирование для обучения на программах магистратуры или аспирантуры в вузах США. Программа состоит из трех этапов: подача заявки, интервью и поступление в университеты. На первом этапе важно представить две эссе и три рекомендательных письма. Эссе должны быть детальными и четкими, без лишних слов и украшений. Нужно ясно объяснить, кто вы, почему хотите учиться в Америке, в какой университет или на какую программу вы стремитесь попасть и почему именно на эту программу.

– На что обращает приемная комиссия?

– После подачи заявки Fulbright рассматривает её в течение 3-4 месяцев и приглашает на второй этап тех, кто прошёл первый тур. Во время интервью важно четко отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Вопросы обычно основываются на ваших эссе, поэтому перед интервью нужно внимательно их перечитать, чтобы ваши ответы совпадали с тем, что вы написали в эссе.

Если вы проходите на третий этап, начинается процесс подачи заявок в американские университеты. Вы сами должны подавать документы в выбранные вами университеты из списка, составленного с рекомендацией Fulbright. Программа помогает с оплатой за подачу заявлений, но ответственность за поступление лежит на вас.

 

– Сколько времени занял процесс подачи заявки?

– Весь процесс у меня занял примерно год: я подала заявление в мае 2019 года, а окончательное подтверждение о прохождении программы Fulbright и поступлении в университет я получила в апреле 2020 года. Мне нужно было подготовиться к переезду в Америку в сентябре того же года.

– Расскажите о вашем опыте. С чего начался ваш творческий путь?

– На четвертом курсе в АУЦА, студенты факультета «Журналистика и массовые коммуникации» могли выбрать между написанием исследовательской работы и созданием фильма в качестве дипломной работы. Я выбрала второй вариант, несмотря на то что никогда раньше не была на съемочной площадке. На съемках своего дебютного фильма я впервые столкнулась с процессом съемки и, по сути, научилась всему на месте.

 

– Почему вы решили стать режиссером?

– Вначале это просто мне показалось интересным и необычным. Потом я попробовала и мне стала еще интереснее и увлекательнее.

 

– Какой была первая идея, которую вы хотели реализовать? Ваш первый фильм – о чем он?

– Свой первый фильм, я посвятила семье. Ведь я из семьи преподавателей и мой документальный фильм про сельскую учительницу.

 

– Что необходимо для того чтобы стать режиссером? Какие основные качества или навыки должны присутствовать в человеке?

– Думаю, для режиссера важно иметь четкое видение того, что он или она хочет рассказать и показать через фильм. Из практических навыков особенно полезны хорошие коммуникационные навыки, которые помогают эффективно взаимодействовать как со съемочной командой, так и с актерами.

– Каковы на сегодняшний день тенденции в отрасли киноиндустрии?

– Думаю, в наше время уникальность становится более важной, чем когда-либо. Все сложнее удивить зрителей и выделиться на мировой арене.

 

– Как вы нарабатываете скилы?

– В кино это достигается исключительно через практику. Нужно ежедневно писать сценарии, регулярно выходить на съемки и оттачивать свои навыки на площадке.

 

– Как вы выбираете темы для своих фильмов?

– Я поняла, что нужно выбирать темы, которые, во-первых, волнуют тебя, и, во-вторых, которые ты знаешь достаточно хорошо.

– Какой проект был наиболее сложным и почему?

– Я думаю, что мой первый фильм, «Ad Astra», был самым сложным проектом. Мы снимали его зимой при температуре -30°C в горах Чаткала, и на площадке было много детей, а в съемочной группе — всего три человека.

 

– Расскажите об обратной стороне вашей профессии.

– Киноиндустрия – это нестабильная сфера как с финансовой, так и с физической точки зрения. Съемки могут проходить в условиях жаркого лета в переполненном городе или в отдаленных горах, населенных дикими животными. Один съемочный день может длиться от 9 до 19 часов, а процесс создания фильма может занимать от 25 до более 60 дней. Документальные фильмы могут сниматься годами. Все зависит от конкретного проекта, над которым ты работаешь.

С финансовой точки зрения ситуация также непредсказуема: многое зависит от твоей позиции в проекте и объема работы. После завершения одного проекта нужно немедленно искать следующий, поскольку стабильной фиксированной зарплаты нет. Доход зависит от проекта и удачи.

 

– Какая у вас цель?

– У меня сейчас цель отснять свой первый полнометражный фильм.

 

– Какие у вас планы на ближайшие 5 лет?

– Снять полнометражный фильм, а затем заняться несколькими образовательными проектами, связанными с кино в регионах Кыргызстана.

– Что или кто вас мотивирует? Что вами движет?

– Меня мотивирует желание прожить очень яркую и интересную жизнь.

 

– Кто ваши кумиры?

– Мне очень нравится работы Динары Асановой.

 

– Ваши топ рекомендации.

– Если вы хотите поступить, я бы сначала порекомендовала встретиться с людьми, которые уже прошли эту программу, и узнать нюансы, которые могут вам помочь. Но самое главное — не бойтесь и не откладывайте. Правильный момент никогда не наступит. Вы всегда будете заняты, у вас всегда будет недостаток ресурсов для подачи документов, и вы всегда будете бояться этого процесса. Поэтому просто возьмите и сделайте это! Много не думайте и не усложняйте — просто попробуйте!

 

– Ваши пожелания нашим читателям.

– Давайте будем смелее и счастливее!

<< вернуться к списку новостей

American University of Central Asia
7/6 Aaly Tokombaev Street
Bishkek, Kyrgyz Republic 720060

Тел.: +996 (312) 915000 + Вн.
Факс: +996 (312) 915 028
Контакты АУЦА