29 ноября 2012
Почему авторитет АУЦА растёт?
После тестирования выпускников школ этого года, при приёме лучших из них в ВУЗы, обладателем самого высого рейтинга стал АУЦА (Американский Университет в Центральной Азии). Несмотря на то что пороговый балл был повышен, большинсто выпускников получивших высокие баллы по итогам тестирования поступили именно в этот университет. Второе место занял КРСУ, третье присуждено Кыргызско-Турецкому Университету “Манас”. Ну а КНУ, получающий большую часть бюджетных денег на образование удостоился только четвертого места.
Причина поступления большинства лучших абитуриентов в АУЦА проста. Практически все выпускники этого ВУЗа могут найти работу по специальности. Этому способствует материально-технические условия учебного заведения, использование передовых технологий обучения, направление значительной части собранных средств на улучшение качества образования. Если в этом учебном заведении в течении года на обучение и воспитание одного студента затрачивается 150 тысяч сомов, то в других ВУЗах республики эта сумма не превышает 15 тысяч сомов. В АУЦА ежегодно с контрактов собирается 78 миллионов сомов, ну а остальные 170 миллионов сомов собираются за счёт грантов и спонсоров. В КНУ, ОшГУ, КГМА и других ВУЗах Кыргызстана также собираются многомиллионные средства с контрактов и грантов, несмотря на это, значительная часть этих средств направляется на выплату зароботных плат преподавателям, на ремонтные работы и другие хозяйственные нужды и расходы, а не на внедрение передовых методов обучения. Если руководители учебных заведений направляют значительную часть собранных денежных средств только на внутренние нужды, то откуда же может улучшаться качество образования, и подготовленные кадры смогут отвечать запросам народного хозяйства?
Наука должна быть весёлая и простая
Главной задачей в учебных заведениях на сегодняшний день является соответствие образования современным требованиям народного хозяйства, потребностям и запросам граждан. Никто не нуждается в специалистах, которые не требуются в народном хозяйстве, в бесполезном образовании и дипломах. То что руководство Американского Университета в Центральной Азии открыло ряд центров и организовало бесплатные и платные курсы за счёт получаемых грантов, может служить примером для других ВУЗов, в которых только то и дело что увеличиваются контракты. Недавно в АУЦА был открыт Центр Дополнительного Образования по подготовке выпускников средних школ с трудным материальным положением к бесплатной учёбе в лучших ВУЗах. По словам директора центра Натальи Слатниковой, отбираются лучшие выпускники с разных регионов и подготавливаются к бесплатному обучению в ВУЗах на грантовой основе. Если у студента прошедшего в ВУЗ по этой программе будет хорошая успеваемость, то ему и в дальнейшем будет предоставляться помощь. Также госпожа Слатникова добавила что в центре студенты и разные работники обучаются иностранным языкам, подготавливаются выпускники желающие поступить в будущем в АУЦА и колледжи иностранного типа по TOEFL, SAT, MATK, ESSAU, в магистратуру по программам GMAT, GRI, IBT, кроме этого для сотрудников рахных предприятий, организаций, бизнес-компаний проводятся языковые, компьютерные, тренинговые и бизнес курсы.
При подготовке современных кадров будущего, давая им качественное образование, очень важно обеспечить освоением первых ступеней разных профессий и нужной информацией учеников начальных классов, пробудить в них интерес к знаниям, науке и разным профессиям, дать им правильное направление. Особенность детей в этом возрасте в том, что если они действительно заинтересуются чем либо, они могут усвоить данный материал в короткие сроки и их интерес будет только увеличиваться. Если посмотреть на великих художников, учёных, то их интерес к своей сфере деятельности был проявлен в подростковом периоде. А. Пушкин начал писать свои первые стихи в 11-12 лет, Т. Эдисон в этом возрасте уже начал проводить свои первые научные опыты. Известно что Моцарт написал свою первую симфонию в 13 лет. В рамках вышеназванного центра АУЦА было разработано 10 программ для детей 10-15 лет, и их функционирование является очень приятной новостью. Например, по программе Живая математика, подростки решают математические этюды и текстовые задачи, в комбинации со сказками и разными интересными историями. Также финансисты и банковские сотрудники обучаются необходимым для них математическим знаниям. Здесь руководствуются принципом учёного П.Капицы, обладателя Нобелевской премии: «Наука должны быть весёлая, простая и интересная».
На сегодняшний день более миллиарда человек в мире разговаривает на английском языке. И ещё больше людей изучает его. Сегодня более 80 % научной, технологической информации распространяется на английском. Для сравнения, на долю русского языка приходится только 3 % научной, инновационной информации. Значит, если не владеть английским языком хотя бы на начинающем уровне, быть современным специалистом довольно трудно. В Центре для обучения английского языка подросткам используются аудио, видеоматериалы, песни, сказки, такие приёмы как, знакомство с красивыми местами, известными городами, эксклюзивные методы запоминания слов. Таким же методом обучают и кыргызскому языку. У нас русскоязычное население всегда жалуется что в стране нет интерактивных научных методов обучения государственного языка.
Почему же Национальная комиссия по государственному языку при Президенте или соответствующий институт Национальной Академии или же ответственные сотрудники Национального Университета не изучают опыт вышеназванного Центра АУЦА по обучению госязыка представителям других наций?
Очень важно заложить в определённой степени художественный, эстетический вкус, говоря простым языком - любовь у студентов и учеников, к предмету, творческий интерес, чем просто заставлять их заучивать набор информации. Учёные исследовавшие экономические достижения «Восточных тигров» - Японии, Сингапура, Китая, Тайваня, Южной Кореи в последнюю четверть века, нашли секрет их успеха в том, что они привили к своим детям в детсадах и школах эстетический вкус, научили их относится ко всему с творческим мышлением. Все японцы эстеты. Они могут часами любоваться цветущей сакурой или шишками ели, также только им под силу быстро освоить импортированные инновационные технологии, и сделать их лучше, качественнее, красивее и дешевле чем оригиналы. Самое большое количество читателей художественной литературы проживает в Японии. Для примера, в Японии издаётся более 3 тысяч литературных художественных журналов. Ну а в той же России где проживает в полтора раза больше населения, количество журналов не достигает и ста. Для того чтобы подросток в будущем стал отличным специалистом он должен обладать не только знаниями и образованием, а еще у него должны быть эстетический взгляд, творческое мышление. Человек с эстетическим вкусом не может терпеть расточительства, аморальности, халатности, безхозности. Он сразу вмешается и попытается решить вопрос цивильным путём. Не сможет с лёгкостью пойти на авантюру. Программа «Креативное письмо» этого центра обучает подростков творческому чтению книг, учит смотреть на всё критически, уметь мыслить самостоятельно в творчестве...
Может ли Центр стать примером для других ВУЗов?
В Центре по специальным программам учат детей работать с углубленными компьютернымм программами, самостоятельно снимать фотоснимки и киносюжеты, владеть собственностью и управлять ею, формировать семейным бюджет и правильно распределять его, осваивать бизнес, ведению телерадиопрограмм, защищать свою позицию в дискуссиях, базовым правовым знаниям. Также здесь проводится курс по воспитанию детей «Профессиональная няня», где изучаются психологические особенности детей в возрасте до 7 лет, психологические методы адаптации к особенностям другой семьи, детские развивающие игры, учат как приучать детей к самостоятельности и организовывать правильному использованию свободного времени. Это всё нужно для тех, кто хочет быстро найти своё место в жизни, стать современным специалистом, активным гражданином. Современный специалист должен быть профессионалом не только своего дела, но также он должен уметь выражать своё мнение в разных аудиториях чётко и кратко, также защищать свою позицию. В этом, подросткам поможет во многом курс телерадиоведущего и дискуссионный клуб по названию «Свобода мышления». Подростки также заинтересуются уроками об азбуках бизнеса по жизненным примерам таких великих предпринимателей, как С.Хонда, Б.Гейтс, Г.Форд, Морган.
Кроме этого в этом Центре организовано проведение языковой, компьютерной подготовки сотрудников предприятий, организаций, адаптация военных к гражданской карьере, функционирует женская академия поличитеского лидерства, преподаются занятия по основам информатики и интернета для пожилых, проводятся подготовительные курсы для абитуриентов по специальным социальным программам.
Самое главное, это то, что всё это организовано в сотрудничестве с авторитетными организациями, такими как Международный Институт Демократии, при их финансовой поддержке большинство мероприятий проводятся бесплатно. После того как увидешь, как сравнительно небольшое учебное заведение, не ограничиваясь своими профессиональными обязанностями, занимается вышеперечисленными делами, задаёшься закономерным вопросом – «Почему наши ВУЗы умеют только требовать деньги от государства, и не то чтобы занимаются вышесказанной деятельностью, а даже не могут исполнить свои непосредственные функции, как оно требуется?». Ведь современные кадры нужны не для американцев, а для нас, для нашего народа, государства!