16 июня 2022
#выпускники#SEBA#mba#BA#alumni
Роман Полишев – выпускник АУЦА самого первого потока. Сегодня он предприниматель и бизнес-трекер. Роман помог десяткам бизнес-проектам встать на ноги и развиваться. К их числу относятся компания по образованию за рубежом World of Education, онлайн-школа одной из известных кондитерских Бишкека. Он также помог становлению другой кондитерской.
Роман Полишев поступил в 1998 году на факультет управления бизнеса в то самое время, когда кыргызско-американский факультет в КГНУ стал самостоятельным вузом. На его глазах формировался наш с вами любимый АУЦА, рос, развивался и обретал свои ценности, традиции. В интервью он ностальгировал по студенческой жизни, вспомнил первый музыкальный бойс-бенд АУЦА, который он создал с друзьями и рассказал о своей деятельности.
В АУЦА нас научили трем вещам: свободно высказывать свои мысли, уметь находить информацию, не бояться преодолевать что-то. Учился я на первом потоке тогдашнего АУКа, когда кыргызко-американский факультет стал отдельным вузом. До нас было около 50 человек на факультете, когда я поступил, только в ВА было уже пять групп и по 15 человек в каждой. Чувствовался тот американский вайб, когда студенты садились на землю, на пол, могли перекусывать (во время занятий – прим.ред.).
Были такие смешные ситуации, когда в киченетт (столовая) приходили старшие курсы, а там уже ничего не оставалось (от большого потока студентов – прим.ред). С нами начала развиваться культура университета – открылась еще одна столовая, нас начали развозить по домам в позднее время. У нас с двумя друзьями – Андреем и Антоном – даже была своя группа – boys band и первый музыкальный клуб в АУЦА. Мы играли тяжелый рок, даже выиграли грант от студенческого совета в размере 2000 долларов. Уже тогда были студенты из СНГ, Китая и Ирана. Проводилась неделя кухонь мира. Меня конечно же интересовали ребята из других стран. Мы со многими до сих пор общаемся. Была, к примеру, девушка из Китая Тен-Тен, мы ее так называли. Сейчас она возглавляет крупную корпорацию в Шахнае.
Пока мы учились, мы не понимали, что АУЦА дает отличный нетворкинг. Ведь, мы учились не только со своими одногруппниками, но и брали совместно предметы с ребятами из всех потоков и факультетов. Мы все друг друга знали. После АУЦА я всегда удивлялся, в какую компанию ты не придешь, на руководящей должности ты всегда найдешь ауцашника. Нетворкинг даже стал мировой. Мы уже во время учебы зарабатывали деньги. Брали тексты на переводы. В университете были ребята с разным финансовым положением и в столовой мы всегда угощали друг друга, приглашали ребят из регионов вместе пообедать.
На своем карьерном пути я попробовал госслужбу, разного рода бизнесы, консалтинг. Дальше я прошел путь коучинга, получил сертификат ICF, окончил курсы знаменитого Андрея Парабелуума в России, одного из тех, кто создал инфо-бизнес в России. У меня есть сертификат коуча, я запускал курсы, помогал другим их запускать. Я понял одну вещь, что от консультанта ждут, что он все настроит, и всё заработает. Потому все эти бизнесы на этих консультациях и живут. Создатель бизнеса не развивается сам, он и дальше сидит, и ждет, что-то от консультантов.
Бизнес-трекер – это человек с опытом, который индивидуально работает с владельцем бизнеса или топ-менеджером для развития дела. Он регулярно встречается с предпринимателем или его командой, или со всеми вместе, и помогает им «бежать быстрее». Впервые понятие «бизнес-трекер» в Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ), он является одним из больших фондов в Европе.
Из-за огромного потока информации, они не осознают причины кризиса, компания останавливается в росте. Изнутри это не видно, только внешний взгляд может их увидеть и подсветить. Для начала бизнес-трекер делает анализ компании, освещает проблему, и только подсказывает пути её решения предпринимателю, который выполняет работу сам. То есть бизнес-трекер не работает за предпринимателя. Происходит масштабная трансформация компании, предприниматель ищет ценности, делает первоначальный запуск или перезапуск основного продукта, выходит из кризиса, достигает целей, нового для компании уровня. Все зависит от того, на каком этапе находится компания, и какие у нее сейчас проблемы, возможности.
Но стоит отметить, что трекеры помогают не только развивающемуся бизнесу, но и старт-апам, нереализованным идеям.
Трекерская деятельность обычно длится 3 месяца, для подтверждения, что идея заработает. Иногда бывает, что трекер подтверждает, что идея не работоспособна, что в данный момент и в этих условиях, она не заработает, и тогда мы фокусируемся уже на чём-то другом. Это лучше сделать заранее, чем вложить деньги и только потом понять. Задача трекера – из любого бизнеса вырастить «единорога». Единороги – это компании стоимостью миллиард долларов.
У каждого трекера есть задача – найти идею, которая «стрельнет». Это касается новых идей. В среднем у бизнеса 20-30% роста в год считается нормальным. Когда вы разрабатываете ценности, находите оптимальный канал продаж, тогда вы можете масштабировать идею различным способом. Можете свою увеличить выручку, чек, сократить цикл сделки.
Сейчас происходит такая история, что есть определенное количество денег у стандартного бизнеса и эти же деньги могут вкладываться в старт-апы. Старт-апы растут быстрее. Поэтому стандартному бизнесу нужно расти быстрее. Иногда не нужны инвестиции, чтобы расти быстрее, нужно оптимизировать процессы.
К примеру, у меня есть определенные шаблоны по проведению совещаний. Все же невозможно избежать совещания, ведь это управление персоналом, постановка целей, контроль бизнес-процессов. Сейчас все предприниматели решают ежедневные проблемы, а должны думать о стратегических вещах. Без стратегии вы никуда не развиваетесь и топчетесь на месте.
В 2019 году Болушбек Абдыжапаров, кстати тоже выпускник АУЦА, пригласил меня в компанию консультантом. А позже, я стал со-владельцем компании. Тогда в ней работали пять человек. Сейчас в ней 45 сотрудников, некоторые из них работают в Оше и заграницей.
У компании цикл сделки составлял целых шесть месяцев. Мы его сократили. Процесс интеграции нового сотрудника составлял пять месяцев, сейчас он длится два месяца.
И это делает увеличение выручки в два-четыре раза. Знаете, компания идет по-новому пути. Мы открыли маркетинговое агентство. Была моя инициатива, что нам нужен не просто отдел маркетинга, а полноценное маркетинговое агентство со своим руководителем и бюджетом. Агентство делает проекты не только для нас, но и для школ и вузов Кыргызстана.
Есть несколько школ в России. У них определенно есть выпускники, это все естественно публикуется на их сайтах. Чтобы понять, что бизнес-трекер профессионал нужно пройти диагностическую сессию. Она обычно бесплатная, длится час – два. Даже если бизнес-трекер рассказывает простые вещи, которые вы понимали до, даже здесь можно будет найти пользу. Он будет вашим волшебным пинком, помогающим делать необходимые шаги.
Допустим некоторые не могут достучаться до своего коллектива. Я встречаюсь не только с владельцем бизнеса, но и с его командой. Эти встречи происходят два раза в неделю, и мы уже видим, чем команда занимается, что она должна была сделать и какой шаг у нее получается. Правильно ли получается, или неправильно.
У меня был случай с компанией, начали работать с собственником, а дальше он привлек исполнительного директора. Сейчас мы так и работаем, что ко мне приходят коллективом и очень многие вещи, которые произошли в их компании они изменяют и делают уже совместно. А владелец бизнеса может заниматься своим хобби. И у него есть время на стратегию, на выход на другие рынки, оптимизации, на открытие новой сети своего бизнеса, тестирование новых ниш.
Просто начинайте что-то делать… Не бойтесь, что у вас сейчас не хватает знаний или опыта. Делайте на основании тех знаний, которые уже у вас есть.
Не бойтесь, что эта тема и идея уже занята. Вы можете к этой теме подойти с другой стороны.
У нас, к примеру, есть разные такси: BiTaxi, 154, Яндекс. А сейчас на рынок вышли новые игроки. Все говорили рынок занят, но кто-то смог зайти на рынок по-другому и выстрелить. Они нашли другие ценности, нюансы и работают, развиваются, парк растет.
Я всегда говорю, идите в рынки, уже что -то есть. Придумывайте «новые» велосипеды, не надо лететь на Марс. Есть еще очень много работы на Земле. Идите в самые конкурентные ниши. Вам будет интересно. Там уже есть клиенты. Проведите с ними интервью – поймите, что у них болит, и закройте их боль. Клиенты знают, что хотят.a