10 февраля 2021
А вы знаете, что 11 февраля отмечается Международный день женщин и девочек в науке?
С начала 2000 годов в мире были предприняты беспрецедентные действия и достигнуты существенные результаты в вопросах участия женщин и девочек в науке. Однако, говорить о преодолении неравенства в этом вопросе пока не приходится. Как отмечено на сайте ООН «лишь 30% девушек, учащихся в вузах, выбирают научно-технические дисциплины. По всему миру, доля девушек, выбравших такие дисциплины, ничтожно мала в сфере ИКТ (3%), естественных науках, математике и статистике (5%), а также инжиниринге, промышленности и строительстве (8%)».
Для достижения полного и равного доступа женщин и девочек к науке, а также обеспечения гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек, 22 декабря 2015 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию A/RES/70/212, постановившую провозгласить 11 февраля Международным днем женщин и девочек в науке.
Праздничные мероприятия в этом году будут посвящены теме «Женщины-ученые на переднем крае борьбы с COVID-19», и соберут экспертов со всего мира, работающих в областях, связанных с пандемией. Мероприятия буду проходить в онлайн-режиме с синхронным переводом на английский и французские языки.
Сотрудники библиотеки АУЦА решили узнать, как обстоят дела у нас и попросили преподавательниц и студенток университета рассказать о своих исследованиях в разных областях науки и гендерных стереотипах в научной среде.
Выпускница АУЦА Басира Мир-Махамад в настоящее время работает в институте Макса Планка в Германии и получает степень PhD.
– Басира, 11 февраля – Международный день женщин и девочек в науке. Как вы относитесь к этому празднику?
– В последнее время я стала скептически относится к праздникам с гендерной окраской. Конечно, я понимаю посыл, и какая цель преследуется. Но думаю, что важнее изо дня в день бороться за равноправие. Одним днем проблема не будет решена, поэтому говорить и напоминать об этом мы должны всегда.
– Расскажите, пожалуйста о себе, вашем образовании, почему вы выбрали именно эту область науки? Почему вы сделали выбор именно в пользу научных открытий, а не практического применения знаний?
– После окончания школы я стала счастливой обладательницей стипендии программы Академии нового поколения, открывшая мне двери АУЦА. Спустя год я поступила на факультет «Антропология, технология и международное развитие», где я нашла себя. Я не стала этнографом, но пришла к археологии – к тому, что приносило мне радость, и чем я хотела заниматься.
Вы, наверное, представляете реакцию в нашем обществе, когда слышат, что девушка хочет быть археологом? Все вокруг меня говорили, что «археология – тяжелая работа, девушка должна выбрать что-то более практичное». Так говорили и мои близкие, мне пришлось пережить и это.
Но я понимала, что возможно всё, ведь перед глазами был хороший пример – мой научный руководитель - Аида Абдыканова.
Окончив АУЦА, я поступила на магистратуру и училась в трёх разных странах – Португалия, Греция, Италия, – где я получила степень MS в области археологических наук. Во время магистратуры я увлеклась ботаникой, поэтому из меня получился археоботаник.
Во время обучения у меня стали появляться странные вопросы, ответы на которые я не могла найти ни в книгах, ни на просторах интернета. Тогда я решила заняться наукой, и найти ответы на свои вопросы. В то время меня стали окружать женщины, занимающиеся точными науками. Одной из них была мой предыдущий работодатель Гедре Мотузайте. Она заставила меня поверить в себя и не бояться идти к своей мечте.
Сейчас я работаю в институте Макса Планка в Германии и получаю степень PhD. Что от меня требуется? Я должна разбираться в области археологии, но также быть специалистом в области биологических наук, кем я пока не являюсь, но стремлюсь к этому. Все люди вокруг помогают и подставляют свое плечо, особенно мой научный руководитель, доктор Роберт Спенглер, который всеми силами пытается дать мне как можно больше знаний и направить эти знания в нужное русло.
– Какими исследованиями вы заняты сейчас?
– У меня много текущих проектов, но главная цель – узнать о происхождение многолетних плодовых культурных растений в Центральной Азии. Параллельно этой работе, я пытаюсь делать различные эксперименты, чтоб разобраться как фенотипическая пластичность работает на примере отдельных культурных растений. Таким образом я стремлюсь понять, когда же все-таки гены вступают в игру, а когда и различные условия среды приводят к морфологическим изменениям того или иного вида. Так же я заканчиваю свой манускрипт, основанный на археоботанических исследованиях древнего города Пайкенд в Узбекистане, и пробую применить геометрическую морфометрию для следующей публикации как один из методов моего исследования.
– Насколько вы погружаетесь в исследования, забыв о других делах? Каких жертв наука требует от вас? Остается ли время на увлечения?
– Так как я вдали от родных, меня ничто, и никто не держит. Я живу своим исследованием, по 10-12 часов провожу в лаборатории или в институте. Счастье для меня – это работа. Новые результаты или информация делают меня счастливой.
Я стараюсь одно или два воскресенья в месяц отдыхать, оставаясь дома или гуляю в лесу. Иногда я очень сильно хочу в Кыргызстан, мне кажется, что единственное чем я жертвую – это общением с родителями и бабушкой.
Работа – моё главное увлечение, но я иногда рисую. А еще организую читательский клуб, где я привлекаю людей из разных точек планеты. Мы читаем одну книгу в месяц, а потом обсуждаем её. Я нахожу в этом не только возможность прочитать что-нибудь интересное, но и возможность узнать разные точки зрения и лучше понять человечество.
– Расклад сил в науке пока сильно крениться в сторону мужчин: женщины составляют лишь 29% от общего числа ученых. А их проекты признаются миром науки еще реже: лишь 3% лауреатов Нобелевской премии в научной сфере — женщины. По данным ЮНЕСКО (https://news.un.org/ru/story/2020/02/1372351) женщинам, выбравшим технические науки, сложно добиться карьерного роста – они получают меньше коллег-мужчин, а их научные работы печатают реже. Приходилось ли вам на личном опыте сталкиваться с неравенством по гендерному признаку? Скажите, актуален ли на сегодняшний момент этот вопрос в научном сообществе Кыргызстана, нашего университета?
– Я пока лично не сталкивалась с приемом на работу в Кыргызстане, за исключением одной заявки, я подавала на работу в школу в Бишкеке, но мне так и не позвонили и не пригласили на интервью, но не думаю, что здесь сыграл роль тот факт, что я девушка.
В институте, в котором я работаю сейчас, в основном поддерживают девочек, и здесь чаще всего выбор проектов в пользу женщин, но опять же это не везде.
Относительно Кыргызстана… Наша главная проблема – это социальные роли, которые являются ярлыками нашего общества, и которые люди боятся перешагнуть. От женщин слишком много требуют: следить за домом, нянчиться с детьми и мужем, к тому же еще и работать. Это непростая задача совмещать все и сразу. Дискриминация женщин во время приёма на работу, особенно на руководящую должность или должность в научном сообществе, – это всего лишь одна из причин, почему женщины остаются на вторых ролях. Другая проблема – это мы сами женщины. Мы боимся всё не осилить. А почему? А всё потому, что наши мужчины воспитаны неправильно. Если мы хотим сделать жизнь девочек лучше, мы должны начать с воспитания своих сыновей, научить их делить обязанности по дому, научить их принимать активное участие в воспитание детей. Ведь оба принимали участие в рождение ребёнка, пусть и дальше вместе участвуют в их воспитании. Тогда у женщины будет больше времени на себя и на реализацию своих желаний.
– Что можете пожелать женщинам, только вступающим на путь служения науке?
– Я желаю терпения, усердия и крепкого здоровья всем девушкам, которые посвящают свою жизнь науке, или другой сфере деятельности. Пожалуйста, верьте в себя, будьте настойчивее, не бойтесь отстаивать свою точку зрения, рискуйте и занимайтесь любимым делом. Недавно состоялась онлайн-премьера фильма Picture a scientist, я плакала, смотря этот фильм, в котором выдающиеся женщины-ученые рассказывали о том, как они пришли к своей цели и сколько им пришлось пережить, чтоб быть теми, кем они являются сейчас. Этот фильм рассказывает о том, как долго они доказывали миру, что они тоже могут, и в результате их ждал успех, но успех какой ценой?.. Советую посмотреть этот фильм, так как цель этого фильма не только затронуть проблему женщин, занимающихся наукой, но также дать мотивацию.