Аида Парпиева: «Тревога и страх – естественные реакции человека на происходящие изменения»

Аида Парпиева: «Тревога и страх – естественные реакции человека на происходящие изменения»

28 октября 2020

 

С первых дней карантина психологи университета готовы прийти на помощь студентам, преподавателям и сотрудникам университета в любой ситуации. Мы попросили психолога Аиду Парпиеву рассказать о своей работе в этот сложный период и дать свои рекомендации.

 

– Многие из нас сейчас испытывают стресс. У одних он связан с ростом числа заболевания ковидом, у других – с нестабильной политической ситуацией в стране. Что вы посоветуете в этой ситуации?

– Мы все переживаем сложный период, это и пандемия нового вируса, и политические перемены. Во всем этом много неопределенности и, закономерно, что мы испытываем более высокий уровень тревоги и страха. Тем не менее и тревога, и страх – естественные человеческие эмоции и чувства, данные нам для реагирования на изменения в окружающей нас среде. Можно назвать эти чувства своеобразным нашим внутренним «светофором», которые говорят нам: «Будь внимателен, эта ситуация для тебя пока малознакома. Давай, приспосабливайся…».

Тревога и страх – естественные реакции человека на происходящие изменения, с целью формирования нового поведения, способствующего адаптации. В целом этот процесс называют стрессом.

Для повышения своей адаптации к стрессу, в частности, пандемии, важно помнить следующее:

  • Необходимо сформировать объективное представление о вирусе и последствиях заражения им, путем сбора информации из достоверных источников (проверенные интернет ресурсы, доверенные эксперты, врачи);
  • Важно разработать для себя некий алгоритм реагирования в случае сложных ситуаций, связанных с вирусом SARS-COVID (к кому обратиться, необходимые моральные и материальные ресурсы и др.);
  • Крайне необходимо поддерживать здоровый образ жизни, что позволит с меньшими потерями выйти из войны с вирусом.

Безусловно, происходящие политические процессы вносят свой вклад в повышение уровня тревожности у населения, тем самым усугубляя ситуацию.

– Как понять, что ты не можешь справиться со своими проблемами самостоятельно и нужна помощь психолога?

– Когда воздействие стресс-фактора превышает ресурсы, возможности организма, то развивается состояние дистресса. Основной характеристикой дистресса является дезадаптация – неспособность приспособления, отсутствие или резкое снижение ресурсов для преодоления трудностей, а также появляются различные дисфункции. Дисфункция – это поломка, выпадение какой-либо функции. Например, появление проблем со сном (бессонница), появление различных физических, психических жалоб. Человек начинает испытывать трудности с выполнением своих каждодневных обязанностей. Например, появляются трудности в учебе, на работе, повышается конфликтность и появляются проблемы в семье. При появлении данных признаков рекомендуется фобратиться к специалисту по психическому здоровью.

Конечно, можно сказать, что и без участия психолога все вышеперечисленные симптомы могут пройти. Но вопрос в том, что специалист может помочь быстрее преодолеть дистресс. Представьте себе, что на Иссык-Куль, конечно, можно добраться и пешком за несколько дней, но можно воспользоваться достижением науки – автомобилем и совершить путешествие за несколько часов.

– С какими проблемами к вам чаще всего обращались (обращаются) в период карантина? Что было для вас самым неожиданным?

– В период карантина многие студенты жаловались на издержки онлайн формата обучения. Однако, за этими нападками на онлайн учебу скрывались переживания того, что ребята потеряли их привычный уклад жизни. Университет – это далеко не только учеба, а нечто большее, где вчерашние школьники знакомятся с большим миром. Молодые люди через тесное живое общение познают друг друга и себя, индивидуализируются, интегрируются, развиваются. Пандемия с ее издержками и ограничениями лишила их этого. От этого многие стали испытывать дискомфорт, изоляцию.

Даже недавно поступившие первокурсники озвучивают, что не в той мере ощущают свое поступление в университет, так как онлайн-обучение не дает полного восприятия принадлежности и погружения в атмосферу АУЦА.

Для меня было неожиданным, хотя вполне объяснимым, что весной в моей практике, с введением карантина, снизилось количество обращений за психологической помощью. И это происходило на фоне ухудшения эпидемиологической ситуации и нарастания тревоги у населения. Но действительно, как я уже упомянула, это было объяснимо, так как при эскалации угрозы физического существования, психологические потребности уходят на второй, третий план.

– Как вы сами пережили этот период? Были ли положительные моменты, опыт?

– Я периодически испытывала и тревогу, и страх, и другие эмоции и чувства, связанные с угрозами SARS-COVID. Вирус не обошел стороной и мою семью, все члены семьи переболели этим заболеванием. Пришлось приложить немало усилий для выздоровления.

Были конечно и положительные моменты, в самом начале вынужденный карантин прервал мой загруженный график работы и у меня были две-три недели отдыха. Более того, эти фрустрирующие события жизни актуализировали мои экзистенциальные инсайты, когда я вновь возвращаюсь к своим истинным ценностям, своему самоопределению и самопониманию.

<< вернуться к списку новостей

American University of Central Asia
7/6 Aaly Tokombaev Street
Bishkek, Kyrgyz Republic 720060

Тел.: +996 (312) 915000 + Вн.
Факс: +996 (312) 915 028