Чынаркуль Рыскулова: «Всегда есть чему учиться, было бы желание»

Чынаркуль Рыскулова: «Всегда есть чему учиться, было бы желание»

14 февраля 2020

 

В 2019 году со-руководитель направления «Общеобразовательные программы», доцент Американского университета в Центральной Азии Чынаркуль Шейшеевна Рыскулова защитила диссертацию «Независимая аккредитация педагогических программ в Кыргызстане с точки зрения преподавателей» на степень PhD, в государственном университете Кент (штат Огайо, США) по специальности «Администрирование высшего образования». Мы попросили рассказать Чынаркуль Шейшеевну как проходила учёба и защита в американском вузе.

- Чынаркуль Шейшеевна, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к мысли о необходимости получения степени PhD?

-Фактически это у меня вторая диссертация. Я кандидат филологических наук, защитилась в 2009 году. Диссертация была по сопоставительной грамматике кыргызского и английского языков.

В 2011 – 2012 году я, как специалист по программе Фулбрайт, оказалась в Кентском государственном университете. Просмотрев учебный план, у меня вызвали интерес два предмета: «Интернационализация высшего образования» и «Оценка качества высшего образования». Я тогда подумала: «ну надо же, какие предметы, чему учат руководителей вузов». На тот момент у меня был опыт руководящей работы на разных должностях: я была деканом по академическим вопросам в АУЦА, координатором центра письма и академического развития АУЦА, около восьми месяцев была исполняющей обязанности вице-президента АУЦА. Я думала, что я знаю, как это всё делать. Но ведь нас никто этому не учил, никакие курсы не готовили нас к тому, чтобы быть заведующей кафедры, руководителем программы, или как заниматься финансовыми или юридическими вопросами в системе высшего образования. И в университете в Америке я обнаруживаю такие предметы как «Бизнес-администрирование в высшем образовании», «Трудовое законодательство в высшем образовании», «Составление учебных планов», «Лидерство в высшем образовании» или «Теория развития студентов». У нас таких курсов нет ни в одном вузе, и именно этим программа была уникальна. Я задумалась о том, как можно получить такое образование.

Когда я вернулась в Кыргызстан, в нашей стране, в системе образования произошли колоссальные изменения в связи с присоединением к Болонскому процессу. АУЦА одним из первых вузов перешёл на кредитную систему, но это американская кредитная система образования. Мы очень долго готовились к этому, очень много обсуждали и перешли с академических часов на кредитные. В 2012 году все вузы Кыргызстана стали переходить на двух уровневую систему обучения бакалавра и магистратуру, кредитные часы. Но очень многие люди не понимали происходящего. Обсуждение этого вопроса проходило на всех уровнях, проводились различные конференции. И ещё один момент, который вызвал много обсуждений – это внедрение новой системы оценки. Если раньше была государственная аттестация, то теперь должна была проводиться независимая аккредитация образовательных программ и институтов.

Я стала ощущать, что мне не хватает моих знаний, и я решила целенаправленно готовиться к поступлению. Тогда мне многие говорили: «Зачем все это? Всё же налажено: есть учёная степень, опыт работы!». Но я всегда исходила из принципа, что всегда есть чему учиться, было бы желание. И я стала готовиться.

- Было бы ли Вам сложно поступить и затем учиться?

- Я думала что будет легко: я знакома с американской системой образования, знаю английский язык. Более того, в свой первый приезд в Америку в 1993 году я преподавала кыргызский язык в университете Мэриленда, писала учебник. Затем преподавала в Огайском университете, участвовала в нескольких других образовательных программах во Франции и в Америке. Но нет, легко не было. Начнём с того, что при поступлении надо было сдавать экзамен GRE, включающий и математику, которую я изучала более 35 лет назад. Что значит снова сесть в аудиторию, делать домашние задания и учится спустя 30 лет преподавательского и административного стажа? Не так это было просто. Но были и моменты, когда было легко, потому что я знала эту систему и понимала о чём идёт речь, что и дало мне прекрасную возможность успешно завершить диссертацию. В университете, в котором я училась – в государственном университете Кент – программа обучения на степень Ph.D. рассчитана на 9 лет. Причём только обучающие курсы продолжаются четыре года. Но мне удалось закончить диссертацию за 5 лет. Я писала диссертацию на тему: «Независимая аккредитация педагогических программ в Кыргызстане с точки зрения преподавателей». Мною проводились исследования в нескольких государственных вузах Кыргызстана на предмет восприятия новой системы аккредитации: критерии, стандарты, и насколько аккредитация может продвинуть в лучшую сторону качество образования в нашей стране.

- У Вас уникальный опыт защиты диссертации в разных образовательных системах. Насколько они отличаются? Или может быть, что их объединяет?

- Требования и подходы кардинально отличаются. Здесь научный руководитель говорит: прочитайте вот это, подготовьте статью такого плана, и так далее. Опеки, контроля намного больше. Важную роль играет диссертационный совет и научный руководитель. А там больше свободы, и ты сам должен решить когда закончить исследование, какие методы исследования применять – качественные или количественные.

У нас часто говорят – западное образование. Но при этом не понимают, что образование в Европе и образование в Америке – сильно отличаются друг от друга. Требования разные, разный опыт. Более того, образовательные требования даже соседних стран значительно различаются. Например США и Канады.

Я очень рада тому, что приобрела такой опыт, и рада тому, что вернулась в родной Американский университет. Рада, что вернулась к своим студентам, мне очень не хватало преподавательской деятельности.

- Расскажите, пожалуйста о своей диссертации. К каким выводам вы пришли, работая над ней?

- Свои исследования я начинала в 2015 году. Сейчас в нашей стране пять или шесть зарегистрированных аккредитационных агентств, активно работаю три из них. Я не могу сказать, что после внедрения независимой аккредитации качество образования в Кыргызстане улучшилось. Причин, почему так происходит, множество. И я не думаю что нужно искать кого-то крайнего, это будет некорректно. Сейчас мы на такой стадии, когда учимся все мы – и аккредитационные агентства, и министерство образования, и преподаватели. Министерство сделало определённые шаги в сторону внесения изменений в нормативную базу. Изменения затронули государственные образовательные стандарты, были введены новые термины. Например такие, как компетентностный подход, индивидуальный подход к студентам или культура качества образования. Акцент делают на результаты обучения студентов.

Результаты обучения не должны быть изолированы от курса к курсу. Результаты обучения отдельно взятого курса, предмета должен быть взаимосвязан с результатами обучения программы конкретного факультета. А результаты обучения этой программы должен взаимосвязан с миссией, целью университета. Вот эту цепочку если правильно выстроить, то мы можем говорить о том, что мы готовим вот таких выпускников, специалистов, и наши студенты умеют вот это, и вот это. Речь идёт об этом.

В своей диссертации я затрагиваю ещё один вопрос. Мы говорим – независимая аккредитация. Но в нашей стране во главе национального совета по аккредитации стоит министр образования. Получается, что это государственная структура, которая выдает выпускникам вузов диплом государственного образца по результатам аккредитации. И независимые аккредитационные агентства отчитываются перед национальным советом по аккредитации, фактически – министерством образования.

Даже многие преподаватели не видят разницы между независимой аккредитаций и государственной аттестацией, которая была раньше. Для них – это одно и тоже, разница только в том, кто её проводит.

Я продолжаю исследования на эту тему. В ноябре в журнале Asian Education and Development Studies вышла моя статья «Концепция качества в независимой аккредитации в Кыргызстане» (https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/AEDS-08-2018-

0128/full/htm). Также в прошлом году в журнале HERB (Higher Education

in Russia and Beyond) была опубликована еще одна моя статья «Интеграция в Европейское высшее образование: Новая система гарантия качества в Кыргызстане» (https://herb.hse.ru/en/2019--1(19).html).

Весной пройдёт конференция «Comparative and International Education Society», на которой я планирую рассказать о результатах моих исследований.

- Спасибо за беседу!

<< вернуться к списку новостей

American University of Central Asia
7/6 Aaly Tokombaev Street
Bishkek, Kyrgyz Republic 720060

Тел.: +996 (312) 915000 + Вн.
Факс: +996 (312) 915 028
Контакты АУЦА