Чынаркуль Рыскулова: «Всегда есть чему учиться, было бы желание»

Чынаркуль Рыскулова: «Всегда есть чему учиться, было бы желание»

14 февраля 2020

 

В 2019 году со-руководитель направления «Общеобразовательные программы», доцент Американского университета в Центральной Азии Чынаркуль Шейшеевна Рыскулова защитила диссертацию «Независимая аккредитация педагогических программ в Кыргызстане с точки зрения преподавателей» на степень PhD, в государственном университете Кент (штат Огайо, США) по специальности «Администрирование высшего образования». Мы попросили рассказать Чынаркуль Шейшеевну как проходила учёба и защита в американском вузе.

- Чынаркуль Шейшеевна, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к мысли о необходимости получения степени PhD?

-Фактически это у меня вторая диссертация. Я кандидат филологических наук, защитилась в 2009 году. Диссертация была по сопоставительной грамматике кыргызского и английского языков.

В 2011 – 2012 году я, как специалист по программе Фулбрайт, оказалась в Кентском государственном университете. Просмотрев учебный план, у меня вызвали интерес два предмета: «Интернационализация высшего образования» и «Оценка качества высшего образования». Я тогда подумала: «ну надо же, какие предметы, чему учат руководителей вузов». На тот момент у меня был опыт руководящей работы на разных должностях: я была деканом по академическим вопросам в АУЦА, координатором центра письма и академического развития АУЦА, около восьми месяцев была исполняющей обязанности вице-президента АУЦА. Я думала, что я знаю, как это всё делать. Но ведь нас никто этому не учил, никакие курсы не готовили нас к тому, чтобы быть заведующей кафедры, руководителем программы, или как заниматься финансовыми или юридическими вопросами в системе высшего образования. И в университете в Америке я обнаруживаю такие предметы как «Бизнес-администрирование в высшем образовании», «Трудовое законодательство в высшем образовании», «Составление учебных планов», «Лидерство в высшем образовании» или «Теория развития студентов». У нас таких курсов нет ни в одном вузе, и именно этим программа была уникальна. Я задумалась о том, как можно получить такое образование.

Когда я вернулась в Кыргызстан, в нашей стране, в системе образования произошли колоссальные изменения в связи с присоединением к Болонскому процессу. АУЦА одним из первых вузов перешёл на кредитную систему, но это американская кредитная система образования. Мы очень долго готовились к этому, очень много обсуждали и перешли с академических часов на кредитные. В 2012 году все вузы Кыргызстана стали переходить на двух уровневую систему обучения бакалавра и магистратуру, кредитные часы. Но очень многие люди не понимали происходящего. Обсуждение этого вопроса проходило на всех уровнях, проводились различные конференции. И ещё один момент, который вызвал много обсуждений – это внедрение новой системы оценки. Если раньше была государственная аттестация, то теперь должна была проводиться независимая аккредитация образовательных программ и институтов.

Я стала ощущать, что мне не хватает моих знаний, и я решила целенаправленно готовиться к поступлению. Тогда мне многие говорили: «Зачем все это? Всё же налажено: есть учёная степень, опыт работы!». Но я всегда исходила из принципа, что всегда есть чему учиться, было бы желание. И я стала готовиться.

- Было бы ли Вам сложно поступить и затем учиться?

- Я думала что будет легко: я знакома с американской системой образования, знаю английский язык. Более того, в свой первый приезд в Америку в 1993 году я преподавала кыргызский язык в университете Мэриленда, писала учебник. Затем преподавала в Огайском университете, участвовала в нескольких других образовательных программах во Франции и в Америке. Но нет, легко не было. Начнём с того, что при поступлении надо было сдавать экзамен GRE, включающий и математику, которую я изучала более 35 лет назад. Что значит снова сесть в аудиторию, делать домашние задания и учится спустя 30 лет преподавательского и административного стажа? Не так это было просто. Но были и моменты, когда было легко, потому что я знала эту систему и понимала о чём идёт речь, что и дало мне прекрасную возможность успешно завершить диссертацию. В университете, в котором я училась – в государственном университете Кент – программа обучения на степень Ph.D. рассчитана на 9 лет. Причём только обучающие курсы продолжаются четыре года. Но мне удалось закончить диссертацию за 5 лет. Я писала диссертацию на тему: «Независимая аккредитация педагогических программ в Кыргызстане с точки зрения преподавателей». Мною проводились исследования в нескольких государственных вузах Кыргызстана на предмет восприятия новой системы аккредитации: критерии, стандарты, и насколько аккредитация может продвинуть в лучшую сторону качество образования в нашей стране.