“Плох тот ученик, который не превзошел учителя”. Лучшие эссе студентов АНП [Часть II]

“Плох тот ученик, который не превзошел учителя”. Лучшие эссе студентов АНП [Часть II]

21 декабря 2018

- Испокон веков в период больших и стремительных перемен в обществе возлагаются большие надежды на студентов в научных исследованиях и открытиях.

В современном мире бурно развивающиеся промышленность, народное хозяйство, наука и культура обуславливают качественную подготовку специалистов. Возрастает роль преподавателя и студента в социально-экономическом положении общества. Разумеется, роль преподавателя велика, как учителя, который указывает путь в мир знаний, где его студент будет отличаться эрудированностью, любознательностью, рациональностью. Для преподавателя апогеем обучения ученика должно стать то, чтобы они превзошли своего учителя. 

Я с большим удовольствием предлагаю вашему вниманию лучшие эссе студентов на слова Леонардо да Винчи “Плох тот ученик, который не превзошел учителя”.

Старший преподаватель Академии нового поколения (NGA) Жаркын Касымова

Гюзаль Апышева:

- Сегодня необходимо иметь образование, ведь оно открывает человеку новые горизонты. Думаю, от человека, получающего знания нужно только немного старания и терпения. С самого младенчества мы стремимся познать что-либо: делаем первые шаги, произносим первые слова. И все это время родители, воспитатели в детском дому, находятся вместе с нами. Каждый пытается вложить в нас все по мере возможности. Но, думаю, большую часть знаний мы получаем от учителей в школе, университете и, конечно же, немаловажную роль играет и место учебы. 

Высказывание Леонардо да Винчи об ученике, превзошедшем учителя, имеет автобиографическую основу. Леонардо обучался живописи во Флоренции в мастерской Вороккьо, знаменитого в то время мастера-художника. Однажды Вероккьо поручил Леонардо как наиболее способному ученику, нарисовать одного из двух стоящих рядом ангелов на картине "Крещение Христа" Второго ангела написал сам Вероккьо. Но ангел написанный Вероккьо, получился настолько лучше, что даже сам Вероккьо признал превосходство своего ученика. Самому Леонардо не столь повезло с учениками: никто из них так и не превзошел его в живописи. А может, великий Леонардо был плохим педагогом.  

Так действительно ли роль учителя в жизни ученика так важна? И правдиво ли высказывание Леонардо да Винчи? Как сказал Василий Ключевский: "Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь". Во-первых, от учителя должна исходить положительная энергетика, он должен уметь располагать к себе детей, чтобы им было удобно и комфотртно в его присутствии. Безусловно, каждый учитель хочет, чтобы его ученик на отлично знал его урок, и старается сделать все, что может. Но, к сожалению, не каждый это понимает и ценит. Слушая рассказы моего дедушки про то, что в его времена, времена войны, не было такой возможности учиться, как сейчас; про то, что он сидел ночами, делая уроки, под догорающейся свечкой, в холод, я начинаю понимать, какое трудное тогда было время. Понимаю, что у них не было того, что сейчас есть у нас. Я считаю, что пока у тебя есть время, возможность получить знания, ты должен сделать все, что в твоих силах. 

Насколько важно образование для меня? Очень важно! Я рада тому, что учусь в университете и различных кружках дополнительного образования. Университет, педагоги, родители прививают мне желание познавать и открывать новое неизведанное, формируют силу воли, стремление и желание, усидчивость и кругозор. Когда получается то, чего раньше не могла сделать, это вызывает у меня чувство самоуважения.

Айчурек Канатбекова:

- Каждый успешный человек должен быть благодарен своему учителю, ведь именно он строит фундамент огромного замка, в котором мы будем жить всю свою жизнь. Учитель является нашим путеводителем.

В процессе обучения учитель дает нам все знания, что у него есть. Он на протяжении долгого времени изучал тот или иной предмет, он много трудился, увеличивая свой багаж знаний. Но задача учителя состоит не только в преподавании своего предмета, но также и в привлечении интереса ученика к своему предмету. И интерес, как правило, это самое главное, потому что именно он заставляет глубже понимать, проникать, анализировать и находиться в поисках нового. 

"Плох тот ученик, который не превосходит своего учителя". Эти слова принадлежат великому художнику и архитектору всех времен Леонардо да Винчи. Он был учеником известного художника Андреа дель Верроккьо. Как история показывает, Леонардо превзошел своего учителя во многих аспектах, его работа была признана лучше работы его учителя, и, конечно же, только благодаря своему учителю он достиг высоты и всемирной славы. 

Учитель строит фундамент замка, а достроить его - это уже задача самого ученика, ведь иначе учитель не достигает своей цели - построенный им фундамент становится бесполезным. 

Джасмин Скотт:

- Получение знаний - одна из самый важных вещей в жизни человека. Чтобы достичь успеха, чтобы быть профессионалом, человек должен быть образованным, причем не только по своему направлению деятельности, он также должен иметь общие понятия о других сферах, иметь обширные знания. Для этого всегда нужно стараться узнать больше, чем уже известно миру, делать бесстрашные шаги к новым открытиям.

Лишь самые упорные, лучшие из лучших превзойдут своего учителя, станут основоположниками прогресса. Но для этого должны быть условия, благоприятствующие рождению нового ясного ума, способного к совершению новых открытий. Должен быть учитель, наставник, который подаст пример, вызовет восхищение ученика своим опытом, поведением, знаниями; который будет другом своему ученику, будет соревноваться с ним; который заметит потенциал юногo ума, будет аккуратно его направлять в мир открытий и таким образом поможет собственному ученику превзойти самого себя.

Но в первую очередь ученик должен иметь горячее желание достичь чего-то неизведанногo, быть первым, кто осмелится выйти из толпы, овладеет новыми заниями и, почувстовав их силу, поделится ими с человечеством. Таких людей мало, один человек на сотни тысяч, но они есть, и именно они - влюбленные в знания и профессионализм, упорные и терпеливые, немного безумные - являются двигателем прогресса.

Нурсезим Курманалиева:

- Навряд ли можно назвать ученика превосходным, если он не превзошел своего учителя. Ведь каждый учитель прошел определенный путь, набирался опыта, затрачивая время и силы. И когда у него достаточно знаний, мудрости и опыта, он передает их своему ученику. Учась, мы получаем все готовое, когда-то уже пережитое, выученное, открытое. Поэтому мы должны постараться взять сколько возможно знаний у учителя, усвоить все те навыки, которыми он обладает и внести в этот багаж что-то свое, продвинуться дальше. Мы все когда-то у кого-то чему-то учились, взрослея, набирались опыта и прибавляли знания. И так движется вперед все человечество, так мы растем и прогрессируем. Никто не рождается виртуозным скрипачом, ученым или чемпионом по боксу. Путь в тысячу миль начинается с первого шага, как сказал Лао-цзы. Когда-то всех тех, кто многого достиг, начинали учить простые учителя. Поэтому плох тот ученик, который не пошел дальше своего учителя, который не превзошел его.

Алина Эркулова:

- Не стоит ограничивать себя лишь тем, что подают на блюдечке. Желание знать больше всегда являлось и является основным ключом к новым вопросам и ответам. В моем понимании, одна из главных задач в жизни – работать, пока кумиры не становятся соперниками. Работать, не зная никаких границ. Нам повезло жить здесь и сейчас, имея свободный доступ к знаниям и возможности обучаться у совершенно разных учителей. 

Образование можно получить в школах, университетах, на курсах, конференциях и семинарах. А с приходом новых технологий можно получать знания, имея лишь доступ в интернет. Любой непонятный вопрос можно решить с помощью поисковой системы. Имено так я улучшаю английский язык, понемногу учусь играть на гитаре, читаю книги и смотрю разные фильмы. Интернет – это целая сеть учителей в разных сферах. Используя этот ресурс, можно стать лучше реальных соперников. 

Каждый человек в нашей жизни вносит свою лепту. Учитель – не всегда тот, который стоит у доски и объясняет новую тему. Учителем может оказаться любой, кто научил другого чему-то новому. Мы учимся друг у друга, делясь собственным опытом, мыслями и идеями. Таким образом мы становимся лучше.

Обучая и обучаясь, мы соревнуемся друг с другом. Мы проигрываем и побеждаем. Самое главное – не останавливаться. Наши учителя – самый главный ресурс, и наша задача пополнять этот ресурс, делая его лучше, чем он был.         

Фархад Раиси:

- В детстве я никогда не думал, что должен превзойти своего учителя, считая, что учитель - это тот идеал, к которому я должен стремиться. Для того чтобы получить знания, ученик должен их принимать как первоистину, не подвергая сомнению.

Однако сейчас я думаю, что ученик просто обязан превзойти своего учителя. Потому что учитель старается, объясняет своему ученику, пытается донести до него то, что сам знает. А ученик в свою очередь должен применять и совершенствовать те знания, которые ему дал учитель, - превосходить его.

Учитель должен трепетно относится к своей работе и к ученикам, ведь как он обучает их, так и будут показывать себя ученики. Но многое зависит здесь, конечно, и от самого ученика.

В 2018 году я поступил в АУЦА и понял, что здесь очень много учителей, которые мотивируют учиться, делятся своим опытом и всегда могут помочь. Именно такая мотивация и помогает ученику превзойти своего учителя. Хотел бы добавить цитату Л.Васильева «…честь и хвала тому учителю, которого превзошел ученик, благодаря таким учителям появляются великолепные ученые, писатели <…>, тем самым прославляя себя и своего учителя». И я искренне желаю каждому превзойти своего учителя и идти дальше, чтобы ваш ученик мог превзойти вас.

Аида Алмазбекова:

- Одному из величайших и талантливых людей в истории человечества, Леонардо да Винчи, принадлежит высказывание: «Плох тот ученик, который не превзошел своего учителя». К большому огорчению итальянца, никто из его учеников не смог превзойти его. Возможно, да Винчи был плохим педагогом, или же его гениальность была исключительной. Однако я буду размышлять не о судьбе художника и его последователей. Главная цель моего эссе – доказать правдивость слов гения, и их актуальность в наши дни. Ученики, не стремящиеся превзойти учителя, неосознанно приносят вред самим себе, своему учителю и даже всему обществу.

Отношение к учителю в большинстве постсоветских стран таково, что преподавателя нужно бояться и уважать, он всемогущ. У меня было много способных одноклассников, но у большинства учителей хорошие оценки надо было заслужить не только знаниями, но и своим отношением к ним. Ведь если подвергнуть сомнению неверно решенный пример или в сочинении, где просили поделиться личным мнением, откровенно выразить несогласие, то можно ненароком подорвать авторитет преподавателя и испортить его отношение к себе. Вы когда-нибудь встречали спорящего отличника?

Безусловно, профессия учителя требует уважения, но уважение – это не раболепие. Имеющаяся же сейчас система либо подрывает мотивацию к изучению предмета, либо заставляет видеть в учителе идола. В итоге воспитывается человек, впитывающий информацию, как губка, но неспособный анализировать и конструктивно критиковать. Все эти проблемы проистекают из-за отсутствия конкуренции. Как говорил В.Г. Белинский: «Ученик никогда не превзойдет своего учителя, если видит в нем только образец, а не соперника».

Ученик, не превосходящий своего учителя, не делает никакого вклада в мир. Важно понимать необходимость совершенствования любимого дела. В моем понимании любовь - это заинтересованность в развитии предмета любви, а не потребительское отношение и желание извлекать собственную выгоду. Любая область науки или искусства исчерпает себя, если заниматься ее пассивным изучением.

Те, кто стал равным своим учителям, заслуживают похвалы и уважения, но не это апогей расцвета ученика. К примеру, у Платона было много учеников, но наиболее известным из них стал Аристотель, рискнувший подвергнуть сомнению идеи учителя. З. Фрейд и К. Юнг тоже находились в отношениях «учитель-ученик», результаты их совместной работы были бы ошеломительными, если бы их пути не разошлись из-за возникнувших разногласий. Однако миру не нужны второй Платон или Фрейд. Новые школа античной философии и сфера глубинной психологии, которые мы получили благодаря смелым ученикам привели к плюрализму. Именно плюрализм двигает прогресс науки и общества. Поэтому польза учеников, осмелившихся и сумевших превзойти своих учителей, неоценима.

Резюмируя все выше написанное, прихожу к выводу, что апогеем расцвета ученика является момент, когда он становится лучше своего учителя, ведь это делает наш мир лучше. Такие личности достойны восхищения. Не достигший же апогея ученик в лучшем случае останется нейтральным для нас, в худшем – приведет общество к стагнации, застою. По этим причинам, я солидарна с да Винчи и считаю, что ученик, который не превзошел своего учителя, плох.

 

Первую чась эссе вы можете прочесть тут.

<< вернуться к списку новостей

American University of Central Asia
7/6 Aaly Tokombaev Street
Bishkek, Kyrgyz Republic 720060

Тел.: +996 (312) 915000 + Вн.
Факс: +996 (312) 915 028
Контакты АУЦА