«Я ненавижу «идеи» в бизнесе». Советы от Алмаса Чукина для тех, кто хочет построить свою карьеру и открыть дело

«Я ненавижу «идеи» в бизнесе». Советы от Алмаса Чукина для тех, кто хочет построить свою карьеру и открыть дело

24 октября 2018

Имя Алмаса Чукина часто мелькает в казахстанских СМИ. Новостные и аналитические порталы берут у него экспертные комментарии, перепечатывают посты с размышлениями на ту или иную тему с личной Facebook-страницы, а Forbes.kz публикует статьи за его авторством.

Выпускник Московского государственного университета им. Ломоносова, в 90-х Чукин работал на госдолжностях в Кыргызстане, после 1997 года оставил госслужбу и перешел на работу в бизнес-структуры Казахстана. Сегодня он является управляющим директором и членом совета директоров крупной инвесткомпании Visor Holding. В списке его предыдущих должностей – топовые управляющие позиции в таких организациях, как: «Халык банк», Compass Asset Management JSC, Kazyna Capital Management.

Кроме того, вот уже больше 20 лет Алмас Чукин входит в Совет попечителей Американского университета в Центральной Азии. Одна из финансируемых им программ университета -поддержка развития студенческих инициатив.

На днях Чукин лично встретился со студентами АУЦА и побеседовал с ними о том, как начать карьеру и собственный бизнес. Вот несколько ключевых советов, которые он озвучил.

- Я уже лет 30 принимаю людей на работу, и общее впечатление от соискателей: люди стали такие, не склонные к риску. Пытаются подстроиться, угадать, что бы сказать, что понравится собеседнику… И получается, что из 10 человек, которые приходят на интервью с семерыми не интересно разговаривать вообще.

- Никто не ждет от вчерашних студентов профессиональных знаний, просто любопытно послушать, посмотреть, что за человек пришел, будет ли из него толк.

- Когда 30 лет слушаешь что-то про экономику, уже слух набит, и когда приходит молодой человек или девушка, что-то начинает про это рассказывать, уже с трех предложений слышно, куда человек клонит, чего от него можно ждать.

- Очень часто человек приходит говорит: «Вот, я экономику изучал». «Ну, хорошо, - отвечаешь. - А что тебе нравится в экономике, что тебя интересует – коммуникации, розничная торговля, транспорт?». Ведь экономика вообще это непонятно, что за предмет такой, вроде как все и обо всем, это все равно что сказать: «Я – врач», а что ты лечишь – глаза, уши, мозги? «Экономистов вообще» не бывает, как и «вообще врачей», а бывают личности.

- Мой совет: если вам что-то нравится, уделяйте этому больше внимание, не пытайтесь быть хорошим во всем.Ну да, на экзамене приходится знать все, но как только вы экзамен сдадите, выкидывайте все лишнее и не обращайте на это внимание, и, если вас что-то интересует, сосредоточьтесь на этом. Если мне человек говорит: «Меня интересует торговля», он сразу нарывается на вопрос: «Какие основные показатели ты будешь смотреть в торговле?». Если человек отвечает: «Ну, начну, наверное, с роста продаж в сопоставимых точках», то уже по этой фразе понимаешь, что человек что-то знает об этой отрасли, что он этим интересуется.

- 70% богатых людей – это обычно бизнесмены – родились в богатых семьях. Если твоя семья не богатая, у тебя есть шанс, но ты должен понимать, что этот шанс меньше.

- Талант без денег – ничто. Одна из главных проблем чернокожей молодежи в Америке – это популярность баскетбола. Каждый мальчишка мечтает стать вторым ЛеБроном Джеймсом или хотя бы Майклом Джорданом и зарабатывать 50 миллионов в год. А потому миллионы ребят вместо того, чтобы учиться гоняют мяч на баскетбольной площадке. К старшим классам они играют очень хорошо. Но дело в том, что в Национальной баскетбольной лиге всего 30 команд, не каждый хороший игрок попадет в НБА и сможет стать миллионером. Для этого ты должен обладать талантом, плюс тяжело трудиться, плюс должна быть удача. Это очень сложная комбинация, которая мало у кого складывается.

- Что должен делать обычный человек? В первую очередь он должен развиться, пойти в университет, учиться. А что касается вложений в свое дело… Не торопитесь открывать собственный бизнес. Меня на самом деле тревожит вот это помешательство по поводу стартапов, каждый собирается создать второй Facebook, второй Google. С большой вероятностью, этого не произойдет.

- Если вы намерены запустить свое дело, задумайтесь, где есть готовые возможности для инвестиций, особенно если денег у вас немного. Если я работаю, к примеру, в большой компании и вижу, что поставщики не очень хорошо справляются со своими обязанностями, они не надежны, они не поставляют то, что нужно, тогда я пойду к генеральному директору и скажу: «Я готов стать вашим новым поставщиком, позвольте мне начать свой собственный бизнес». И это будет лучшим решением, потому что у вас уже есть клиент, вы уже знаете, что делать, вы уже в теме. И в другой раз, увидев вашу работу, другая фирма скажет: «Это классный поставщик, давайте работать с ним».

- Что касается инвестиций, никогда не заморачиваетесь новыми идеями. Я ненавижу идеи. Почему? Потому что в мире огромное количество идей. Я не хочу о них слышать. Что действительно меня интересуют, так это деньги –покажите мне деньги, покажите того, кто захочет эту идею, кто за нее заплатит, и тогда я готов буду ее реализовать. Если кто-нибудь захочет камень с Луны, если найдется тот, кто готов будет заплатить за него, я найду ракету, найду астронавта, который отправится на Луну и добудет этот камень. Просто покажите мне того, кто заплатит за это. Не нужно лететь на Луну, если вы не знаете того, кто купит у вас этот камень. Другими словами, в первую очередь вы должны найти своего клиента.

- Следующее, с чем нужно определиться, это цена. Вот, к примеру, мой друг Стас, я его знаю уже много лет, знаю, что он постоянно носит розовые рубашки. А потому, если я начну продавать розовые рубашки, у меня уже есть потенциальный клиент. Но, если я сделаю цену на рубашки выше той, которую Стас привык платить, он ко мне не пойдет. Если цена будет ниже, он, наверное, пойдет, но у него могут возникнуть сомнения. Таким образом нужно определиться с адекватной стоимостью. И третье: следует понять, сколько таких рубашек нужно произвести. А затем начнется реклама и прочее. Но во главе всего всегда должен стоять потребитель, который готов платить.

<< вернуться к списку новостей

American University of Central Asia
7/6 Aaly Tokombaev Street
Bishkek, Kyrgyz Republic 720060

Тел.: +996 (312) 915000 + Вн.
Факс: +996 (312) 915 028
Контакты АУЦА