Выпускник АУЦА стал дампстер дайвером (и немножко коммунистом) в Норвегии

Выпускник АУЦА стал дампстер дайвером (и немножко коммунистом) в Норвегии

10 октября 2018

Если в странах СНГ человек, копающийся в мусорном баке, однозначно ассоциируется с безденежьем, то на Западе поиски на помойке сегодня становятся трендом среди вполне обеспеченных людей. У этого движения много имен: дампстер дайвинг, фриганизм, биннинг, скип дайвинг.

Выпускник Американского университета в Центральной Азии Руслан Леонтьев познакомился с последователями дампстер дайвинга (и сам превратился в такого дайвера) в Норвегии, прожив месяц в студенческом общежитии самого северного вуза мира - норвежского Университета Тромсё. В Тромсё Руслан попал по программе обмена, будучи еще студентом магистратуры АУЦА по направлению "Антропология".

Руслан (на переднем плане) с другими студентами Университета Тромсё

 

О том, почему богатые жители западных стран ходят на помойку, а не в магазин, почему они тем самым нарушают закон, и как это все связано с коммунизмом, Руслан рассказал в интервью сайту Kaktus.media.

- Давайте подробнее, что такое дампстер дайвинг?

- Это такое социальное движение, название которого в дословном переводе звучит «ныряние в мусорный контейнер». Люди собираются, идут к супермаркету, вытаскивают из мусорных баков выброшенные магазином продукты и питаются ими. Скажу сразу: продукты, которые достают из мусорки, хорошие, с нормальным сроком годности.

Дампстер дайвинг – это, во-первых, решение финансовой проблемы. В Норвегии все очень дорого, в том числе и продукты, и многие студенты таким образом экономят. Но есть и другая сторона, из-за чего этим занимаются даже богатые люди. Это – идеологические причины. Идея движения заключается в том, чтобы не растрачивать лишний раз природные ресурсы и в том, что еда в мире должна распределяться поровну. Ведь существует большая разница между странами, которые недоедают, голодают, и странами, которые переедают, выбрасывают еду.

Ну и еще одна идеологическая причина, почему люди этим занимаются, это пацифизм. Многие войны в мире ведутся из-за ресурсов. Быть потребителем означает быть отчасти причиной этих войн. А дампстер дайвинг - это как раз философия антипотребительства.

- А как дампстер дайвинг помогает бороться неравномерным распределением? Условно: от того, что в Норвегии вытащили еду из мусорки, дети в Африке не стали голодать меньше…

- Каждый раз, когда ты производишь еду, затрачиваются ресурсы, эксплуатируется природа. Еды производится столько, сколько запрашивается. Если ты сегодня сытый, твой желудок не запрашивает фермера эксплуатировать сегодня землю, это уже шаг – пусть и маленький – к решению проблемы. Чем меньше ты покупаешь, чем меньше запрашиваешь, тем меньше затрачивается ресурсов. Это такие маленькие инициативы, которые, конечно, ничего не решают по большому счету. Но, во-первых, речь идет о внутренней целостности, о соответствии между тем, что человек говорит и тем, что делает. А во-вторых, дампстер дайверы оставляют сообщение магазинам, о том, что они не должны выкидывать хорошую еду. Что лучше оставить их на полках, назначив символическую стоимость в 1 крону (это 12 сомов), например, чтобы бедные люди или студенты могли их купить.

- Если продукты и впрямь хорошие, почему их выкидывают?

- Там много рекламы, которая продает идеал, а потому магазинам нужны идеальная картошка, идеальная клубника, идеальные яблоки. Я разговаривал с фермерами, которые рассказали, что выращивают, к примеру, генетически модифицированные огурцы, которые должны быть определенного размера, чтобы поместиться в коробочку. Если они в коробочку не помещаются, магазины эти огурцы не покупают. Или другой пример: если вы пойдете на Ошский базар и увидите там какую-то корявую картошку, для вас это будет еда, как и для меня. Но в Норвегии фермеры ее сбыть не смогут.

Когда я с ребятами пошел заниматься дампстер дайвингом, помню, нашли жестяную банку с томатом, срок годности которого был до 2020 года. Ее выкинули из-за того, что банка была чуть помятой. Нашли кофе с проколотой упаковкой. А однажды ребята принесли большую плазму с мусорки. Они была новая и полностью рабочая, я не знаю, что с этой плазмой было не то, из-за чего ее выкинули.

Найденная на помойке плазма

 

- Я знаю, что на мусорку вы отправились ночью. Почему?

- Потому что это незаконно. Все что находится в мусорке на заднем дворе супермаркета на самом деле все еще этому супермаркету и принадлежит. Если ты что-то забираешь из бака, это считается воровством. А кроме того, если вдруг ты что-то возьмешь из мусорного бака и отравишься, ответственность за это ляжет на магазин.

Я в некоторые магазины заходил, спрашивал, бывают ли у них на заднем дворе дампстер дайверы, знают ли вообще они о таком движении. Все отвечали, что знают, но у них все баки закрыты на замок, а потому к ним никто не наведывается. В том числе так отвечали и в том магазине, из мусорки которого мы ночью доставали продукты. Спрашивал и про еду, которую они выкидывают, нормальная ли она? Мне отвечали, что еда абсолютно ненормальная, вся просроченная и так далее.

Честно говоря, мне кажется, супермаркеты часто закрывают глаза на дампстер дайвинг, потому некоторые мусорки остаются открытыми. Хотя, может, они просто забывают их закрывать.

Но «ныряльщики в мусор» это целая сеть людей, они делятся друг с другом информацией, где какие мусорки открыты, где можно достать еду, а куда ходить не стоит. Взламывать замки они ни в коем случае не будут. Вообще у этих ребят есть свой код поведения, очень вписывающийся в их идеологию равномерного распределения и бережного отношения к ресурсам: они никогда не возьмут лишние продукты, обязательно оставят что-то другим дайверам и обязательно уберут за собой.

- Вообще, как так получилось, что вы стали дайвером?

- В том блоке общежития, где мы жили, нас было восемь студентов с разных факультетов и из разных стран (Иран, Нидепланды, Латвия, Чехия, Турция). У каждого была отдельная комната, а встречались мы все на общей кухне, где разговаривали, делились едой, спорили друг с другом. И вот однажды во время дебатов о том, что же лучше, капитализм или коммунизм, на кухню зашел наш друг, студент из Нидерландов, который предложил попробовать дампстер дайвинг.

Студенческое общежитие Университета Тромсё

 

Признаюсь, предложение оказалось очень кстати. Мне дали очень хорошую стипендию в 1 000 евро, но в Норвегии все настолько дорого, что эти деньги очень быстро закончились.

А еще одна причина, почему я стал дайвером – я хотел все это изучить. Дело в том, что у антропологов свои методы исследования. Социологи раздают опросники, психологи проводят эксперименты, а антропологи изучают сообщества, вживаясь в них. Антропология это что-то между приключением и наукой.

- Не было страшно? Все-таки незаконным делом занимались...

- Честно говоря страшно не было, было интересно. Хоть тот студент, который нас позвал на дайвинг, и говорил постоянно, что это нелегально, но... это же не первый день делается. С другой стороны мы шутили о норвежских тюрьмах (они там очень хорошие), и о том, что попасть туда и провести время, как в летнем лагере, наверное было бы интересной альтернативой.

- Вы упомянули студенческие споры на тему коммунизма. Это для меня настоящее откровение, что западная молодежь интересуется такими вопросами!

- Среди нас были очень левые ребята из капиталистических стран, они даже повесили кубинский флаг с портретом Эрнесто Че Гевары на кухне.

Знаете, есть такой современный социолог Бруно Латур. В одной из своих книг он начинает главу с того, что после развала Советского Союза лидеры капиталистических стран собрались за круглым столом, чтобы отпраздновать победу, окончание Холодной войны. И в этот момент к ним приходит новость о том, что где-то там, в Северном Ледовитом океане откололся большой кусок льдины, до этого на протяжении тысячелетий стоявший незыблемо. Эта сцена знаменует появление новой всемирной проблемы – глобального потепления.

Да, для нас тема коммунизм-капитализм давно закрыта, мы уже все обсудили, но там, на Западе, она до сих живет и дышит, особенно среди студентов. Эти дебаты сейчас получают новую силу, именно потому что считается, что глобальное потепление – продукт капитализма. В современном капитализме эксплуатация одного человека другим заменилась на эксплуатацию человеком природы. Мы свою идентичность строим сегодня через излишества в ущерб природе. Мы не хотим простенький телефон, нам нужен iPhone, для производства которого нужно затратить больше природных ресурсов. А это значит, что каждый раз, когда мы запрашиваем новый iPhone, где-то там, в другой части мира, экскаватор копает больше, добывает не только кремний, нужный для обычного телефона, но и алюминий, из которого сделан корпус «яблока», наносит больше невосстановимых разрушений природе.

- Вы сняли документальный фильм о дампстер дайвинге. Что вы хотели сказать этим фильмом - показать само явление?

-  Я рассказываю о нескольких вещах. О том, как выжить норвежскому студенту в условиях безденежья, о самом движении, о проблемах экологии при капитализме, о том, как ребята стремятся сопоставить свои действия с идеологическими ценностями и о том, как в условиях капитализма возникает коммунистическое сообщество на отдельно взятой студенческой кухне.

Многие ученые говорят о том, что еще один побочный продукт капитализма – это изолирование людей. Если раньше, в Советском Союзе сосед мог зайти к соседу, попросить отвертку и остаться в итоге у него на целый день, поболтать, посмотреть телевизор, то сейчас такого нет, люди более изолированы. Через мой фильм мы видим, как люди объединяются – вот на этой общей идеологии дампстер дайвинга сторонники капитализма и сторонники коммунизма создают единое сообщество, они дружат. И эта кухня с кубинским флагом и портретом Че Гевары и есть пример того, что сообщество существует там, где люди верят в равноправное распределение ресурсов.

Да, мы не можем перенести это на всю страну, мы не можем вернуться к коммунизму – я бы этого не хотел – но на маленьких пространствах это так и работает. На масштабах кухни, если он не выходит дальше, я выступаю за коммунизм. Особенно если речь идет о студентах. На кухне собираться, делиться, готовить вместе суп - все это и есть студенчество, это классно! Студенчество капиталистическое, когда каждый покупает себе отдельно, хранит отдельно, а потом отдельно готовит и не делится – это не студенчество.

Почему эта тема популярна среди молодежи? Да потому что она помогает им построить равноправное сообщество, в котором они взаимодействуют. Когда у них будут семьи, они, наверное, обо всем этом забудут, у них появится больше идей индивидуализма, они будут хотеть как-то отличиться. Но пока они молоды, это есть, и это здорово!

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Презентация документального фильма на английском языке Guevara and Dumpster Diving: small initiatives to save the world and save some money («Че Гевара и дампстер дайвинг: маленькие шаги, чтобы сохранить мир и немного денег»)состоялась в АУЦА в минувшую пятницу, 5 октября. Публиковать это видео в Сети нельзя – публичная огласка может повредить некоторым его героям. Однако студенты АУЦА смогут ознакомиться с фильмом – автор передал его на хранение в библиотеку университета.

<< вернуться к списку новостей

American University of Central Asia
7/6 Aaly Tokombaev Street
Bishkek, Kyrgyz Republic 720060

Тел.: +996 (312) 915000 + Вн.
Факс: +996 (312) 915 028
Контакты АУЦА