24 сентября 2018
Воскресенье. Конференц-зал одного из бишкекских отелей. Девять пар молодых людей сидят на полу. Спина к спине. У одного в паре готовый рисунок, другой держит чистый лист бумаги и карандаш. Задача первого - не называя предмет на рисунке, рассказать о нем так, чтобы второй нарисовал максимально похожее изображение. Получается не у всех, но тем веселее. В зале раздается смех и стоит оживление.
Картина, которую мы наблюдаем, это не просто веселая игра. Это тимбилдинг, создание команды – команды супергероев WARC.
«Это один из способов, который помогает ребятам полностью влиться в WARC, стать частью команды. Это очень важно. Мы хотим, чтобы наши тьюторы отождествляли себя не только с АУЦА, но и – отдельно – с ВАРК. Это важно. Сегодня люди думают, что деньги могут выступать достаточным мотиватором (тьюторы WARC получают стипендию за свою работу – прим.), но, к счастью, это не так. У людей есть душа и необходимость гордиться своей принадлежностью к чему-то. Мы хотим, чтобы они гордились тем, что они часть WARC. Ведь они на самом деле элитная команда, они как спасатели Малибу», - говорит директор WARC Мария Антонова.
«Они супергерои», - добавляет координатор WARC Пол Дроснес. – «Каждый из них обладает своей суперспособностью. Мы не стараемся набирать всех под одну гребенку, по одним критериям. Нет такого, что все они должны быть экстравертами или что-то еще. Есть, пожалуй, только два обязательных условия: чтобы сотрудник WARC действительно знал свой предмет и чтобы он кайфовал от всего этого процесса».
Центр письма и академических ресурсов АУЦА (Writing and Academic Resource Center – WARC) это прогрессивный для Кыргызстана подход к обучению студентов, практическое применение системы, давно уже ставшей привычной в западных вузах. Суть этой системы – поддержка и дополнительное обучение, которое студентам предоставляют студенты. Отличники, готовые и умеющие делиться своими знаниями, проводят бесплатные курсы для товарищей по учебе, которые сталкиваются с какими-то сложностями в усвоении материала или хотят каким-то образом ускорить свой процесс обучения. Такие курсы не могут заменить программы, которую дают учащимся профессора, но служат хорошим подспорьем тем, кто хочет улучшить свои показатели.
Зарема Давлетова учится на последнем, четвертом, курсе АУЦА (факультет экономика) и уже второй год преподает в WARC бухучет.
«После того, как я отработала здесь год, я сидела думала и вдруг поняла, что за этот год в WARC я больше научилась сама, чем кого-то чему-то научила», - признается Зарема. – «Это что-то о саморазвитии, о том, что порой к тебе приходит человек с задачей, которую ты никогда в жизни не решал и не знаешь сходу, как ее решить. И вы сидите, разбираете и в конце урока у вас выходит ответ… WARC тем и хорош, что здесь можно не только учить других, но и учиться самому. А я очень люблю учиться».
В начале этого года, как и в начале прошлого, Зарема вместе со своими коллегами по WARC прошла тренинг для тьюторов, в который входят не только тимбилдинговые сессии, но и воркшопы на вполне серьезные темы. Руководители WARC обучают сотрудников техникам преподавания, правильному общению со студентами, объясняют административную сторону вопроса – как зайти в свой онлайн-кабинет, где увидеть зарегистрировавшегося на обучение студента, в каком случае вносить учащегося в черный список...
Диджитализация и интернетизация процессов работы Центра это одна из важнейших задач, которую решили за последние три года его руководители. Основная заслуга того, что WARC по-настоящему вошел в этом вопросе в XXI век, говорит Мария, принадлежит ее коллеге Полу. К примеру, раньше студенты, которым нужна была помощь тьютора, приходили и записывались на сессию в обычный бумажный журнал, теперь регистрация происходит онлайн. Самим сотрудникам WARC не нужно искать руководителя, чтобы сказать «я на месте», для того, чтобы зарегистрировать свое присутствие в Центре, им достаточно приложить свою студенческую карту к специальному считывателю информации, установленному в аудитории для занятий Центра. И так – в большинстве рабочих вопросов.
Четкая, точная и очень быстрая. Такие ассоциации возникают при общении с директором WARC Марией Антоновой. В АУЦА она, последовательница философии кайдзен, пришла по большей мере случайно, но случайность эта оказалась весьма удачной – для всех. Сразу после окончания школы будущий директор WARC уехала в США. После учебы в американском вузе, работала и жила в Штатах и Японии. Однажды, приехав в 2014-м в Бишкек навестить родных, Мария услышала: «А ты знаешь, здесь есть очень классный университет, не хочешь там поработать?»
«Честно скажу, изначально я была не сильно заинтересована. Но на деле WARC оказался для меня потрясающим опытом. Здесь я занимаюсь тем, что по-настоящему люблю, - работаю на стыке преподавания и менеджмента, строю организацию. Работа здесь меня действительно захватила», - признается Мария.
Помимо того, что он магистр педагогики, уроженец Северной Каролины Пол Дроснес, еще и пилот-любитель. Такое хобби накладывает свой отпечаток – вывести из себя Пола чрезвычайно сложно. Коллеги говорят, он из той породы людей, которая больше делает, чем говорит. Пол прибыл в Кыргызстан в январе 2015 года. Он изначально хотел попасть именно в WARC АУЦА. Ознакомившись с резюме Пола, Мария посчитала, что он – идеальный кандидат как по квалификации, так и по личностным характеристикам. «Я тогда работал над получением магистерской степени по специализации «Использование технологий в обучении» и очень хотел прогрессировать в этой сфере (да и сейчас хочу). Работа в Центре была отличной возможностью использовать мои навыки, чего бы никогда не могло дать просто преподавание. Вообще я очень рад тому, что оказался в Кыргызстане, до конца своих дней я буду ощущать связь с этой страной», - говорит Пол.
В офисе WARC, говорят его руководители, все идет гладко. «Мы сумели создать инструкцию на все возможные случаи жизни WARK. У нас действует стандартизированная система практик и правил, все движется само, а потому нам - или тем, кто придет после нас - не нужно будет всякий раз заново изобретать велосипед», - объясняет Мария.
Цель ее и Пола – не только следить за тем, чтобы уже во многом привычный процесс обучения студентов студентами (эта система действует в АУЦА с 2010 года) шел без накладок.
«Помимо текущих задач, мы ежегодно ставим себе, так скажем, сверхзадачи, - рассказывает Мария. – К примеру, в первый год нашей работы такой сверхзадачей было повысить ответственность тьюторов, сформировать их профессиональную идентичность, технологизировать рабочие процессы. После мы работали над тем, чтобы о существовании Центра узнали в АУЦА все – развивали сотрудничество с другими структурами вуза, с преподавательским составом. Занимались повышением квалификации наших сотрудников. В этом году наш мы с Полом намерены продумать методы поддержки студентов магистерских программ, многие из которых приходят на магистратуру в АУЦА из других университетов. Кроме того, мы очень хотим провести исследование, которое бы подтвердило успешность работы WARC. Субъективно, по отзывам мы видим, что студенты благодаря работе с нашими тьюторами улучшают свои знания, но мы хотим увидеть результаты в цифрах, в объективных данных. Еще одна задача, о которой мы думаем, это какой-то проект поддержки для людей с особенностями здоровья»…
Договорить Мария не успевает – в офис WARC входит высокий молодой человек. «О, Азнаур, здравствуйте!», - восклицает наша собеседница. Оказывается, Азнаур Джукаев два года работал тьютором WARC прежде чем закончить АУЦА. Он заехал в университет по делам и решил зайти поздороваться.
«Первые два года я сам пользовался услугами WARC – мне нужно было подтянуть сначала письмо, а потом и математику с экономикой. А потому я знаю, что вся эта система – она очень эффективна», - рассказывает Азнаур, узнав, что мы собираем материал про WARC. – «Когда ты студент, а особенно, когда первокурсник, ты сидишь на паре, и если чего-то не понимаешь, не всегда можешь об этом сказать – вокруг много людей, неловко перед всеми признаваться, да и вообще… А когда ты приходишь к тьютору, который такой же студент, как и ты, просто, с чуть большими знаниями, то вы с ним один на один, и ты его уже спокойно допытываешь обо всем».
Азнаур уходит, предложив Полу и Марии свою помощь в случае необходимости. И это не единичный случай. Поздороваться с руководителями Центра, рассказать им о своих достижениях забегают многие поработавшие в WARC выпускники АУЦА. Даже те, кто, устроившись на работу за границей, бывают в Бишкеке лишь проездом.
«Да, мы много вкладываем в то, чтобы тьютор по-настоящему стал частью нашей команды», - резюмирует Мария.
Подробнее о деятельности WARC можно узнать здесь и на странице Центра в Фейсбук.