30 августа 2018
16 августа в Американском университете в Центральной Азии (АУЦА) стартовала Ориентационная Неделя для студентов-первокурсников, цель которой заключается в помощи первокурсникам адаптироваться в университете и узнать о нем больше. Волонтеры из 50 человек (студентов старших курсов) совместно с преподавателями помогают новичкам познакомиться с особенностями и традициями учебного заведения. В течение небольшого времени студенты узнают об «уникальном духе (unique spirit) АУЦА», о том, что учеба в его стенах не только пассивное присутствие на лекциях, а активный творческий процесс, в котором задействуются, в равной мере, как преподаватели, так и сами студенты. Преподаватели не диктуют студентам на лекциях, а лишь направляют и помогают студентам найти свой путь к знаниям.
Основная задача Ориентационной недели - ввести новоиспеченных студентов в новый мир недостижимых до этого возможностей. Таким образом, это мероприятие – настоящий обряд посвящения в большую семью под названием АУЦА.
Николай Григорьевич Шульгин, декан офиса по внеучебной деятельности: «Смысл ориентационной недели заключается в том, чтобы дать понять человеку куда он попал, показать и рассказать ему о том, что из себя представляет этот университет, и что для него (университета) ценно, и что для него главное. Ориентационная неделя – это первый шаг первокурсника по направлению к университетскому сообществу в целом, а не к какой-то конкретной программе. Именно поэтому в первый день и до конца мы перемешиваем студентов разных программ, и каждая группа – это не Экономика, Психология или Бизнес - это АУЦА. Это большая дружная семья, в которой ты никогда не будешь одинок. “You are note alone” написано на футболке волонтёров и это действительно главное, что должен понять человек, который пришёл к нам, чтобы стать одним из нас.
Ориентационная неделя раньше длилась три дня, потом четыре дня… теперь, когда мы стали, в обоюдном сотрудничестве, частью Бард-колледжа (Нью-Йорк) и наши студенты стали получать диплом этого учебного заведения, мы сделали ее десятидневной. «Ориентационная неделя» - это условное название, ставшее уже брендовым. Вы сами видите, с каким энтузиазмом к ней относятся и студенты-первокурсники (freshmen) и наши волонтеры. Сейчас Ориентационная неделя состоит из двух частей: академической и внеучебной (extracurricular). Академический компонент является вводной частью в образовательную систему нашего университета, в ходе которой, к примеру, первокурсники знакомятся с учениями древних философов, в частности, читают тексты Платона. Мы же занимаемся внеучебной (неакадемической) частью. То есть мы знакомим ребят с университетом в некоем игровом формате (study games), в ходе которых ребята познают, что такое «уникальный дух АУЦА». Естественно, мы пытаемся эти две составляющие соединить. К примеру, в течение Недели, по вечерам и выходным дням, первокурсники с помощью волонтеров превращаются в актёров и готовят короткие спектакли, пытаясь передать дух и смысл пройденного на занятиях произведения. Всё это выливается в яркое сценическое шоу «Star academy», которое завершает академическую часть Недели совсем неакадемическим способом.
Ориентационная неделя, по большому счету, - это первый и очень серьезный толчок для студентов, чтобы они все эти четыре года учебы провели в полете, а не ползли, образно говоря. Это очень хороший стимул для них.
Нам очень комфортно работать с Камилёй Кадыровой, которая является директором Ориентационной программы. Несколько лет подряд мы совместно готовим это «сумасшедшее» действо, стараясь учесть все мелочи. В этом мероприятии принимают участие практически все университетские направления: и академические, и обслуживающие, и консультанты (adviser) и мн. др. То есть здесь представлен весь АУЦА целиком. Кто-то для занятий со студентами имеет полчаса времени, кто-то час, а кто-то, как мы, десять дней, но каждый вносит свою лепту в Ориентационную неделю и каждый для нас и для «фрешменов» важен и необходим.
Студенты, которые пройдут десять дней этого погружения в мир АУЦА, находясь здесь вместе с волонтерами иногда и по 12 часов в день, получат очень много… Это для них как импульс, если хотите, для последующих лет обучения. Они потом даже скучают по такому интенсивному режиму.
По большому счету, когда учеба продолжится, мы тоже не станем отделять себя от академического процесса. Мы являемся его частью и дополнением. На уроке студент не всегда может получить то, в чем порой нуждается. Безусловно, он там получает знания, но вместе с тем ему еще необходимо получать опыт. И здесь на помощь к нему приходим мы. У нас в университете учат не только аудитории, но и коридоры. В течение четырёхлетнего обучения студенты АУЦА в рамках внеучебной деятельности получают возможность проявить себя в разных сферах: самоуправлении, разного рода социальных и культурных проектах, более тридцати клубах, спортивных мероприятиях, студенческом музыкальном театре Миррорс и т.д… Мы считаем, что если эту часть АУЦА убрать, то это будет уже не АУЦА».
Обладатели золотых сертификатов:
Эрмек Курманбеков, 1 курс (выпускник гимназии №67):
«Мне очень нравится здесь, безумно интересно. Очень много ребят с разных школ, много людей с регионов, и все они оказались очень интересными. Тут очень весело. Ориентационная неделя помогает привыкнуть к университету, познакомиться с учителями и другими студентами. Мне интересен метод учебного процесса. Он здесь не типичный и не привычный для нашей страны. Я узнал, что здесь ты сам выбираешь себе предметы, сам составляешь расписание. Можно взять себе дополнительные предметы, не связанные с твоей программой. Я очень доволен».
Алтынай Раимкулова, 1 курс (выпускница лицея №28):
«Ориентационная неделя дала мне понять то, что АУЦА – действительно уникальный университет. Здесь студент не просто игрушка в руках у преподавателя, он умеет выразить самого себя, проявлять свою индивидуальность, он имеет свое личное мнение, он занимается самосовершенствованием. Именно для этого университет дает все возможности: лишние кредиты для того, чтобы мы (студенты) брали те предметы, которые нам интересны, кроме необходимых. И я считаю, что это очень хорошее решение. Ориентационная неделя рассчитана на то, чтобы студент освоился в этом месте. Нас поделили на команды, чтобы мы поняли, что такое командный дух. Мы нашли очень большое количество друзей. Мы узнали, что у нас собственное расписание. Мы можем сами выбирать предметы и время к ним. Мы не просто делимся по факультетам. У нас есть возможность познакомиться не только со своей группой, но и со всем университетом в целом. Сейчас у нас идут лекции по философии. Нам рассказывают о том, что такое «дух АУЦА», мы читаем книги, касающиеся темы самопознания. Это все, мне кажется, нас отличает от других университетов нашей страны. Решение поступить сюда я приняла зимой, когда нас привели на экскурсию в АУЦА, и сами студенты университета рассказали нам о том, что здесь действительно хорошо учиться. Мне понравилось, и я начала готовиться. И я нисколечко не разочарована, мои ожидания полностью оправдались. В ходе ориентационной недели за несколько дней мы все смогли стать большой семьей. Я бы хотела , чтобы абитуриенты не боялись поступать в этот университет. Они думают, что здесь очень сложно учиться, все предметы на английском. На самом деле, преподаватели здесь очень понимающие, и если ты чего-то не понимаешь, то они объяснят и помогут».
Студент, занявший третье место в Брейн-ринг:
Атай Мырзакулов, 1 курс (выпускник частной школы «Илим»):
«Тут так весело и интересно, на самом деле. И лекции оказались очень интересными. Мне все нравится, я каждый день хожу с удовольствием. Мне родственники, живущие в США, рассказывали про кредитную систему, но я особо не вникал, но придя сюда я понял, что это очень эффективный метод. В ориентационную неделю мы проходим уроки по философии, где мы разбираем древние труды, обсуждаем их и пишем эссе. Честно говоря, я этим никогда еще не занимался, поэтому мне очень интересно. Волонтеры очень хорошие, они нас посвящают во все. У меня появилось много новых знакомых, мы сплотились. Нас разделили на команды. Мы соревнуемся, помогаем друг другу. В командах смешаны разные факультеты: бизнес управление, журналистика и т. д. Я подружился и познакомился с ребятами из других групп. Мне кажется, в этом и была задача – чтобы дать возможность студентам сплотиться и раскрепоститься в самом начале учебы. Это самое важное. Я думаю, АУЦА – единственное учебное заведение в Кыргызстане, где все совершенно. Я желаю всем абитуриентам поступить в АУЦА. АУЦА – лучший университет в Центральной Азии, входит в топ-10, по крайней мере. Он превзошел все мои ожиданий».