12 января 2015
Число лиц, нуждающихся в бесплатной юридической помощи, неуклонно увеличивается в силу различных причин: рост криминальных преступлений, правонарушений в гражданском обороте, нарушений работодателями трудового и гражданского законодательства в отношении наемных работников, в результате которых страдает в большей степени малоимущее население, не имеющее возможности оплатить услуги квалифицированных адвокатов. Для многих клиентов юридическая консультация - это единственно возможное средство доступа к правовой помощи. Не только из-за безвозмездности оказываемых услуг, но и потому, что в других местах (в госорганах, адвокатуре) им объективно не могут уделить много времени и внимания. В консультации это возможно, так как здесь много времени уделяют на обстоятельный подробный разговор с клиентом - опыт живого общения с «носителем социальной проблемы» часто открывает глаза на истинную природу права и смысла профессии. Одним из таких общественных приемных является юридическая клиника при Американском университете в Центральной Азии. На наши вопросы ответила директор Юридической клиники АУЦА Нуриля Исаева и старший преподаватель, арбитр Международного Третейского Суда Сагын Омуралиев. Первые вопросы к руководителю клиники.
В каком году была создана юридическая клиника при АУЦА и с какой целью?
- Юридическая клиника является учебной дисциплиной, разработанной в 2003 году специально для студентов старших курсов программы АУЦА «Международное и Бизнес право» и предназначенной для достижения теоретических, аналитических, практических и этических задач обучения.
Основными целями являются: первое - совершенствование форм и методов обучения, второе - преодоление в учебном процессе разрыва между практическим и теоретическим юридическим образованием, третье - выработка у студентов профессионально значимых качеств и навыков, и четвертое - правовое просвещение местного населения.
Скажите, кто преимущественно обращается в вашу клинику?
- Основными клиентами юридической клиники являются социально незащищенные группы населения, а именно малоимущие, пожилые люди, безработные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), а также студенты и преподаватели АУЦА.
Какие услуги оказывает юридическая клиника?
- В рамках юридической клиники студенты-юристы под контролем практикующего юриста предоставляют гражданам консультации по различным правовым вопросам на бесплатной основе. Консультации предоставляются по следующим направлениям: гражданское право, трудовое право, семейное право, жилищное право, административное право, международное частное право, коммерческое право и право социального обеспечения. Наши консультации не ограничиваются только разъяснением положений законодательства Кыргызской Республики, наши студенты также могут успешно защищать права и интересы граждан в судебных органах Кыргызстана.
Студенты работают под контролем руководителя – куратора. Процесс обучения строится следующим образом: студентом ведется сбор и анализ информации, детальное изучение правовой проблемы, поиск возможных решений, подготовка и оказание консультации. Основная роль куратора заключается в корректировке действий студентов, а не в инструктировании, что и как надо делать. Студент самостоятельно через собственные действия должен понять, что было ошибочно, а что верно. Обращение же к эксперту возможно лишь для проверки юридической грамотности предлагаемой консультации. Один из экспертов, который курирует работу студентов – старший преподаватель, арбитр Международного Третейского Суда Сагын Омуралиев. Следующие вопросы к нему.
Как построен график работы студентов?
- Один раз в неделю для студентов проводятся теоретические занятия “Юридическая Клиника” (лекции), которые ведёт юрист-практик, имеющий опыт работы в юридической компании. С понедельника до пятницы, в свободное от учёбных занятий время, студенты осваивают профессию юриста в клинике на практике. Согласно графику в период с 12:05 до 16:45 час каждый студент 2 раза в неделю дежурит 40 или 80 минут в зависимости от учебной нагрузки. В это же время, т.е. с 12:05 до 16:45 час, в клинике каждый день находится соответствующий преподаватель – куратор, который наблюдает как работает студент с клиентом и как он/она ведут дела.
Расскажите, как работают учащиеся, по сколько дел ведут?
- Дежурный студент принимает клиента, ведёт с ним предварительную беседу, выясняет имеющуюся правовую проблему, регистрирует клиента в компьютерной базе данных. Затем студент даёт ему на ознакомление и подпись “Уведомление”, в котором описываются условия работы и принципы юридической клиники. Далее данное дело рассматривается дирекцией клиники и распределяется уже конкретному студенту в зависимости от нагрузок, возможно тому же студенту, который данное дело зарегистрировал во время дежурства. В среднем каждый студент ведёт от 2х до 4х дел в зависимости от сложности и длительности рассмотрения, подготовки документов и возможного участия в судебных процессах.
Ваши студенты не рассамтривают уголовные дела, почему?
- Наши студенты пока ещё не имеют высшего юридического образования и диплома юриста и, соответственно, лицензии адвоката. По уголовным делам интересы сторон могут представлять только лицензированные адвокаты, а студенты могут представлять стороны только в качестве представителей и только по гражданским делам.
Бывают ли ваши студенты на слушаниях представителями своих клиентов?
- Да. При необходимости и по просьбе клиента по отдельным делам студенты могут получить нотариально заверенную доверенность от клиента/клиентов и защищать их интересы как с самого начала судебных тяжб, так и в начавшихся судебных слушаниях. Были случаи когда студенты участвовали во всех трёх судебных инстанциях (рай/гор суд; областной; Верховный Суд) и выигрывали все процессы.
Расскажите про меру ответственности ваших подопечных?
- Во-первых, все студенты оказывают юридические услуги бесплатно, поэтому в клинику в основном обращаются малообеспеченные слои населения, что для этих людей немаловажно.
Во-вторых, по итогам семестра за освоение теоретических материалов и практическое активное/неактивное участие в деятельности клиники по работе с клиентами, а также качество ведения дел преподавателями-кураторами выставляются оценки. Это большой стимул для студентов – оценки.
Назовите количество рассматриваемых, рассмотренных, и тех дел, которые находятся на стадии рассмотрения (месяц, квартал).
- С начала осеннего семестра в производстве юридической клиники находится 30 дел, в том числе несколько сложных, так называемых “длящихся” дел с весеннего семестра. Несколько дел уже завершены и по ним сданы отчёты.
Расскажите про клиентов, какие люди к вам обращаются?
- Как я отметил выше, в основном к нам обращаются малообеспеченные слои населения, поскольку они не могут нанимать юристов, которым надо платить и зачастую большие деньги. Но было несколько случаев, когда обращались и состоятельные бизнесмены, которые знают цену зарабатываемым деньгам и цену оплаты квалифицированным юристам. Студенты оказывали правовую помощь и таким клиентам. Среди дипломированных практикующих юристов есть немало так называемых “чёрных адвокатов”, которые только выманивают деньги у клиентов, умышленно затягивая их дела. Есть и такие горе-юристы, которые работают, как говорится “и вашим, и нашим”, т.е. на “два фронта”, получая мзду с обеих сторон.
Среди них наверное есть и агрессивные?
- Юрист – профессия очень сложная. Привлекая студентов в юрклинику, мы даём им понять, что в будущем им придётся работать с разными клиентами – богатыми и бедными, с разной психологией, физиологией, воспитанием и образованием. Все клиенты не могут быть одинаковыми и так сказать “шёлковыми”, что также наблюдается и в нашей клинике. За моё кураторство в течение последних нескольких лет в клинику обращались и психбольные, официально состоящие на учёте в соответствующем диспансере; агрессивные, готовые кинуться с кулаками на студентов и на куратора, а также жалобщики на имя президента АУЦА. С каждым подобным случаем мы - преподаватели тщательно анализируем ситуацию, разбираемся и делаем соотвествующие выводы.
Как в таких случаях ведут себя студенты, и какой для них это опыт?
- Политика нашего университета – это не только дать студентам высококачественные знания (а это действительно так по сравнению с другими вузами нашей страны), но и воспитать в них уверенность в себе, не теряться в сложных ситуациях и владея собой, контролируя свои действия находить правильное решение. Они не боятся трудностей, уже сейчас адаптируются в далеко непростой политико-экономической ситуации как в мире, так и в нашей стране. В основном с такими клиентами они ведут себя очень грамотно и адекватно. Да в конце концов есть мы – преподаватели, с достаточным жизненным и практическим опытом. И мы своих студентов в обиду не даём, постоянно поддерживая и помогая. В то же время в работе с одним из вышеупомянутых клиентов с психическим отклонением одна из студенток отказалась сотрудничать и мы её не осудили, а поручили другому студенту.
Вы можете сказать, что ваши студенты дают профессиональную консультацию?
- Студенты старших курсов можно сказать готовые юристы. В основном большинство из них – очень добросовестные, инициативные ребята, очень скрупулёзно подходят к проблемам своих клиентов и зачастую с большим профессионализмом решают их юридичесие проблемы. Большую роль в этом играет хорошая техническая оснащённость университета, шикарная библиотека, обширная база данных по нормативно-правовым актам не толко Кыргызстана, но и других государств. Но самое главное – это очень прогрессивная система образования и отсутствие коррупции среди преподавателей и студентов.
Как оценивается их работа(оценка, поощрение)?
- По итогам работы с каждым клиентом студенты пишут промежуточное (если это “длящееся” дело) или окончательное “Юридическое заключение”. Оно изучается преподавателями и по итогам теоретических (лекционных) занятий, а также практической работы с клиентами в клинике выставляется окончательная оценка.
Расскажите про студентов, насколько они заинтересованы в том, что делают, есть среди них особенно талантливые?
- Как и везде, среди студентов есть и “передовики” и “слабаки”. Подавляющее большинство понимают, что впереди их ждёт очень сложная жизнь и если получишь слабые знания, то останешься у подножия горы, которую покоряешь, а не на её вершине. Кроме того, все они (их родители, родственники...) за учёбу оплачивают большие деньги, значит надо учиться хорошо. Знания и образование – это тоже товар. “Слабаков” сразу видно: по их отношению к клиенту клиники, защите их интересов, подготовке юридических документов. Такие студенты не совсем успевают и по другим дисциплинам. Но подавляющее большинство – это хорошие студенты!
Какие планы по развитию юридической клиники?
- Наша клиника одна и работает по разным направлениям гражданского законодательства. Я стажировался в нескольких вузах США (в том числе в прошлом году 4 месяца в Колумбийском университете, Нью-Йорк), Великобритании, Венгрии, Турции, где при одном университете создано несколько самостоятельных юридических клиник, которые работают по конкретным направлениям: по правам человека, семейно-брачным отношениям, по проблемам несовершеннолетних и т.п. Так, в Университете им. Вашингтона в г.Сент-Луис, штат Миссури, США, студенты помогают клиентам даже по уголовным делам и официально участвуют в судебных процессах. Полагаю, что и наш университет в недалёком будущем создаст такие же юридические клиники.
По вашему мнению, насколько наши ВУЗы дают качественное образование, в частности по специальности юриспруденция?
- В стране около полусотни вузов при 5 миллионном населении и в некоторых из них имеются юридические факультеты. В большинстве из них, особенно на юридических факультетах, уровень преподавания конечно слабый. Плюс как я уже отмечал, наличие коррумпированности среди преподавательского состава. И можно представить, какие будут выпущены юристы - потенциальные “чёрные адвокаты”.
Чем может похвастать АУЦА?
- Это единственный в своём роде вуз во всей Центральной Азии (недаром и название такое - АУЦА), который вот уже 20 лет готовит высококвалифицированных специалистов, выпускники которого нарасхват во всех направлениях политики и экономики не только в Кыргызстане, но и далеко за его пределами. Результат – в современной цивилизованной системе образования, высококолассном профессорско-преподавательском составе (большинство с передовым западным образованием), высокой технической оснащённости. Здесь всё предназначено для студента и немаловажный фактор – отсутствие коррумпированности.
Каким видите будущее АУЦА?
- Будущее прекрасное, поскольку это самый востребованный и престижный ВУЗ в Централдьной Азии. Совсем скоро будут сданы в эксплуатацию новые корпуса и кампусы университета, что очень обнадёживает весь наш многонациональный коллектив, настоящих и будущих студентов, для которых АУЦА – Alma Mater. Выпускники, которые работали в консультации, обычно легко устраиваются на работу и демонстрируют свою практическую подготовку работодателям.
Директор юридической клиники Нуриля Исаева подводя итоги деятельности службы отметила, что к 20-ти летнему юбилею АУЦА достигнуты определенные успехи.
- За 10 лет своего существования юридическая клиника успешно справляется с поставленными задачами, а именно:
- благодаря особенности деятельности клиники, которая предполагает работу студента-юриста с реальными клиентами над настоящими жизненными ситуациями, студенты получают возможность овладеть такими практическими навыками будущей профессии как: интервьюирование, консультирование, ведение переговоров, правовая оценка дела и правовой анализ, выработка позиции, аргументация и критическое мышление, юридическое письмо, судебное представительство.
Эфективность работы можно определить тем, что многие наши клиенты повторно обращаются к нам или советуют своим близким и друзьям. Более того, многие местные государственные учреждения и суды направляют граждан в нашу клинику для получения квалифицированной юридической помощи.
В наших планах постоянное улучшение качества предоставляемых нами услуг.
Беседу вела Динара Орозбаева