Конференция

Конференция

12 декабря 2013

Министр образования и науки  Канат  Садыков открыл конференцию со  сравнения двух моделей образования: компетентной модели ( обучение ведется специфическими методами) и модели развития личности (историческое знание и подсознание). Именно вторая модель позволяет народу сохранять свою культурную идентичность. Так, например индийские веды  сохранить  идентичность индусов. Во второй модели с помощью определённых кодов и технологий трансляции, учитель передаёт ученику не только знания, но и сознание. Это вид знаний, который трудно категоризировать в материальных концепциях.

 

Манасчи как транслятор исторического знания принадлежит двум мирам: материальному и сакральному. Он становится открытой книгой для трансляции. Довольно долгое время он так и воспринимался – как источник истрического знания. Однако пришло время, когда нужно взглянуть глубже. В связи с этим говоря о Манасоведении как предмете, министр подчеркнул, что студентам будет трудно запоминать специфические исторические факты, имена, события из эпоса. Важнее, чтобы они понимали Манас как часть кыргызской культуры. И здесь министр предлагает свой интересный тезис.

 

Европейская культура, говорит он, базируется на древне-греческой мифологии и ещё в недавнем прошлом, человек не знакомый с греческой культурой считался необразованным. Точно также и в нашем контексте знание/понимание Манаса может считаться эталоном образованности, так как через Манас мы понимаем себя и современную кыргызскую культуру.

 

Этническое сознание, по мнению министра, формируется только на основе большого пласта мифологической культуры, из которого произрастают эпические темы и сюжеты Первичная глубокая мифология необходима для создания эпоса. Эпос же в свою очередь служит базой для образования новых уровней культуры. У кыргызов эпическое сознание поглотило мощный мифологический пласт. Анализ эпоса поможет нам выявить элементы мифологии и понять, как они вплетены в современное сознание.

 

Министр привёл пример истории Манаса в детском возрасте, когда волки воруют у него овцу и он, преследуя их в пещеру, находит в пещере уже не волков, а людей-оборотней, который проводят обряд посвящения для него. В этом сюжете присутствуют все элементы традиционной мифологии: и посвящение, и тотем в виде волков-покровителей и др. Волки в данной истории становятся частью «среднего» мира Манаса – мира диких животных, который дополняет два других мира: верхний (орёл) и нижний (дракон). Имея поддержку в трёх мирах, Манас становится непобедимым.

 

Другой важной темой любого эпоса является вопрос смысла жизни и смерти. Эпическое произведение возникает только тогда, когда есть героический ответ на вопрос: зачем люди живут и зачем они умирают.

 

Приведённые министром примеры показывают как изучение эпоса Манас в качестве промежуточного звена, соединяющего древнюю кыргызскую мифологию и современную культуру, поможет студентам сформировать более глубокое понимание кыргызской культурной идентичности.

 

Профессор Акмолдоева Шайлоо начала своё выступление с рассказа о том, что задачей современного гуманитарного образования является передача новому поколению лучших гуманитарных качеств и ценностей прошлого. Эпос Манас является кладезем бесценного гуманитарного знания, необходимым для приобщения к нравственным императивам. Он связан с кыргызским этническим менталитетом – системой взглядов и настроений общества и нации. По мнению профессора, образование, построенное с учётом национального менталитета – наиболее успешное, так как личность редко развивается вне этно-культурной среды. Именно в менталитет пересекаются сознательное и подсознательное. Знание, осмысление и глубокая рефлексия позволят передать такие духовно-нравственные ценности как любовь, уважение к старшим, доброжелательность к другим этносам, отношение к природе и т.д.

 

Манасоведение это как раз то, чего не хватало нашему образованию. Этот предмет сможет связать все сферы образования и создать новую педагогику. Манасоведение – будучи частью нового гуманитарного образования, отличающегося от технократизма и саентизма, ориентировано на человека как главную самозначимую ценность. Это особенно важно в переходный период, когда меняется сознание всего общества. Манасоведение поможет преодолеть барьер между знанием и воспитанием через строительство диалога.

 

Гуманизация общества может происходить на основе общечеловеческих ценностей, но с учётом национальных особенностей. Нужно качественное переосмысление основ философского образования:

1. Смена всей парадигмы образования – переориентация на духовность

2. Конструктивный синтез культур запада и востока

3. Это возможно только на сильной этнической основе

4. Национальная ориентация на традицию – не является препятствием на пути прогресса

5. Национальные ценности, отражённые в Манасе помогут преодолеть евроцентризм, национальный нигилизм и маргинализацию молодёжи.

 

В основе всего должен быть акцент на духовном и в этом плане эпос Манас обладает огромным потенциалом.

 

Президент АУЦА Эндрю Вахтель начал с того, что для студентов, изучающих эпос Манас, важен контакт с самим произведением, желательно на кыргызском языке, но если не возможно, то в переводе. Прямой контакт с текстом важен хотя бы потому, что он позволяет студентам развивать концентрацию. Современные студенты могут смотреть на пять экранов одновременно, но не могут прочитать один нормальный текст, который нельзя понять за 5 минут. Работа с текстом поможет им построить личную связь с эпосом.

 

Один из главных вопросов для студентов: “А что уникального в Манасе?” Глупо просто повторять привычные клише о том, что это самый большой эпос в мире и т.д. На взгляд Эндрю, самая главная уникальность эпоса Манас в том, что это живой эпос, он постоянно изменяется.

 

Как заставить студентов читать текст? Нельзя заинтересовать студентов и построить диалог если студенту заранее говорят о том, что такое Манас и какие ценности он в себе заключает. Просто сказать студенту, что Манас это эталон гуманности, хотя он убил большое количество людей, это не диалог. Мы не должны студентам навязывать интерпретацию эпоса, а спросить их, что они в нём видят.

 

Эндрю Вахтель сравнил две позиции по Иллиаде Гомера. Первая – Изократа – восхваляющая и идеализирующая, навязывающая видение мира как разделённого на цивилизацию и варваров с которыми надо бороться. Другая позиция – Плутона – критикующая такого рода восхваления и видящего в этом опасность. Эндрю не предлагает критиковать эпос Манас, но он предлагает подходить к его изучению критически, для построения настоящего диалога, в процессе которого студенты смогут построить своё уникальное восприятие эпоса и его главного героя.

 

По мнению Эндрю Вахтеля, Манас это прекрасный эпический текст, подходящий для преподавания. В АУЦА Манасоведение преподаётся не как отдельный предмет, а как часть самого главного курса для только поступивших студентов: Семинары для первокурсников. Это позволяет рассмотреть эпос Манас в контексте других компонентов мировой культуры.

<< вернуться к списку новостей

American University of Central Asia
7/6 Aaly Tokombaev Street
Bishkek, Kyrgyz Republic 720060

Тел.: +996 (312) 915000 + Вн.
Факс: +996 (312) 915 028
Контакты АУЦА