Тянь-Шаньский аналитический центр АУЦА и Фонд Ханнса Зайделя в Центральной Азии презентовали исследование по миграции и “Миграционный ежегодник 2023: Формирование миграционных политик в странах ЦА и РФ в современных условиях”

Новости ТАЦ

Тянь-Шаньский аналитический центр АУЦА и Фонд Ханнса Зайделя в Центральной Азии презентовали исследование по миграции и “Миграционный ежегодник 2023: Формирование миграционных политик в странах ЦА и РФ в современных условиях”

18 марта 2024

##tspc

Авторами ежегодника стали эксперты: Лейла Деловарова (раздел по Казахстану), Татьяна Злобина (раздел по Кыргызстану), Дмитрий Полетаев (разделы по России и Туркменистану), Саодат Олимова (раздел по Таджикистану), Людмила Максакова (раздел по Узбекистану).

«В 2017 году мы заключили соглашение с Фондом Ханнса Зайделя на проведение ряда исследований в области внутренней миграции в Кыргызстане. Цель нашей очередной исследовательской работы - выявление причин, тенденций и проблем внутренней миграции, роли органов местного самоуправления и других государственных органов в эффективном урегулировании вопросов внутренней миграции, а также разработка рекомендаций для органов государственной и муниципальной власти для эффективного управления внутренними миграционными процессами», - напомнил Исполнительный директор Тянь-Шаньского аналитического центра, Канат Султаналиев.

Эксперт по миграции по Кыргызстану, Татьяна Злобина презентовала результаты для государственных служащих Кыргызстана.

Если следовать отчету, структура миграционного притока из стран региона Центральной Азии в Россию стала меняться. По данным ЕАБР, доля прибывающих в Россию граждан Кыргызской Республики сократилась с 19.9% в 2021 году до 15.2% в 2023 году в общей структуре миграции. По статистике МВД России, количество суммарных пересечений границы гражданами Кыргызстана за прошедший год составило 1 млн 100 тысяч. При этом предполагается, что с целью трудоустройства въехали порядка 700 тысяч граждан КР. Нацстатком же сообщает, что за пределы страны выехали — 872,9 тыс. человек, из них 99,5% отправились в страны СНГ, а 4 тыс. человек, или 0,5% — в страны вне СНГ. Основными странами куда направляются мигранты являются Россия (870,3 тыс. человек), Казахстан (2,2 тыс. человек), Турция (1,8 тыс. человек).

«Надо понимать и о статусе этого исследования, это не аналитическая работа, это обзор, это сборник фактов за прошедший период, которые позволили сформировать новые направления миграционной политики в странах ЦА под воздействием конфликтов, развивающихся в нашем регионе. В еженедельник включена и Россия, хотя это не Центрально-Азиатский регион, но она является страной направления трудящихся мигрантов. И наша законодательная и миграционная политика развивается во взаимосвязи как в странах отправления мигрантов, так и в странах направления», — сказала Злобина на презентации ежегодника.

Тенденции во внешней трудовой миграции для стран ЦА:

  • Расширение географии трудоустройства;
  • Увеличение объема организованного трудоустройства;
  • Включение в систему оргнабора западных стран;
  • Рост потребности в квалифицированной рабочей силе в странах приема;
  • Модернизация организационной системы управления внешней и внутренней миграции

По словам Татьяны Злобиной, все данные ежегодника были собраны за два года. В большей степени это касается изменений законов в странах Центральной Азии. 

Во время презентации о государственной политики в сфере миграции, Татьяна Злобина отметила, что для решения проблем миграции, нет отдельного органа, а мандат Министерстве труда, социального обеспечения и миграции огромен, работа Совета по вопросам миграции, соотечественников и зарубежных диаспор при Торага ЖК КР – координирующая роль, но институционально он не регулируется.

В презентации обозначены и прогнозы по странам ЦА и России. Перспективы трудовой миграции в РФ, прежде всего из стран Центральной Азии, определяются значительным дефицитом рабочей силы, усилившимся в 2022-2024 гг. Пока оттока трудовых мигрантов из РФ в значительных масштабах не наблюдается, но усиливается структурный дефицит рабочей силы в России.

В среднесрочном и долгосрочном периодах будет продолжаться постепенная либерализация миграционного законодательства и усиление гибкости в управлении миграционными процессами. Об этом свидетельствуют изменения законодательства последних лет: принятие закона о репатриации, разрешение сохранять имеющееся гражданство при принятии российского гражданства и проч.

Что касается прогнозов развития некоторых миграционных процессов в Кыргызстане, по мнению эксперта, из-за большого уровня инфляции, роста цен продолжится примерно в тех же объемах внешняя трудовая миграция, благодаря работе Центра по трудоустройству за рубежом при МТСОМ КР возрастет уровень диверсификации рынков труда для мигрантов из страны.

В долгосрочной перспективе миграционный ресурс стран Центральной Азии будет сохраняться. Население в странах Центральной Азии будет в основном оставаться молодым, с высокой долей населения в трудоспособном возрасте и миграционным потенциалом. Россия и Казахстан останутся странами назначения для основного числа мигрантов, популярность Грин карты увеличится, а популярность программы «Соотечественники» снизится.

Миграционный ежегодник: Центральная Азия и Россия-2020 «Влияние COVID-19 на формирование миграционной политики стран Центральной Азии и России»

<< вернуться к списку новостей


Телефон: +996 (312) 915000 доп. 326, 327

Email: tspc@auca.kg

Адрес: Кыргызстан, 720060, Бишкек, ул. Аалы Токомбаева, 7/6

 

FAQ


American University of Central Asia
7/6 Aaly Tokombaev Street
Bishkek, Kyrgyz Republic 720060

Тел.: +996 (312) 915000 + Вн.
Факс: +996 (312) 915 028
Контакты АУЦА